16727

Цифровая экономика в жилье и ЖКХ – мнения потребителей, бизнеса, экспертов

Государственное управление Инновации Урбанистика

Екатеринбург, Точка кипения - Екатеринбург

22 февраля 2019, с 16:00 до 18:00

Image
Уже идут:
Чижов Кирилл АлександровичКругликов Сергей ВладимировичЗбыковский Кирилл Владимирович
и еще28

О мероприятии

Общемировой тенденцией является интенсивное развитие инфраструктуры «умных городов». К 2025 году по прогнозам консалтинговая компания Frost & Sullivan ожидается появление 26 таких городских пространств. По оценкам исследователей Markets and martets, мировой рынок «умных городов» уже за 2017 год достиг $424,7 млрд, а к 2020 году вырастет почти в три раза ― до $1,2 трлн. В среднем ежегодный прирост рынка будет составлять 23,1%.



Концепция «умного города» предполагает обеспечение высоких показателей эффективности функционирования за счет использования интеллектуальных продуктов, интегрированных с IT-технологиями в сфере энергетики, здравоохранения, строительства, транспортировки, образования и управления.



В целом по России объем финансирования госпрограмм «умного города» последовательно нарастает. При этом более 80% объема рынка умных решений в России направлено на развитие «Безопасного города». Более 80% всех доходов российского рынка IoT генерирует государственный сектор.



Однако, несистемный подход муниципалитетов как основного инвестора неоднозначно сказывается на его развитии. Отсутствие стратегических планов развития программ Smart City и согласования с концепцией локальных инновационных систем ведет к разрозненной и хаотичной реализации проектов, по принципу «что быстрее принесет прибыль». Обеспечение системного подхода требует решения ряд сопутствующих задач. В частности, создания единого (регионального) стандарта внедрения концепции «умный город» и доработки законодательной базы. Подобный подход может быть эффективным только при условии включения в работу представителей гражданского общества, науки и образования. Это позволит определить правила игры общие и понятные для регуляторов рынка, для бизнеса, готового вложиться в реализацию городских smart-проектов, и для игроков IoT-рынка, поставляющих муниципалитетам решения.



Не достаточно развитие smart-технологий в России в энергоэффективных проектах «умного города». На протяжении последних лет доля таких решений в общем объеме рынка составляла не больше 6%. Формирование стандарта «умного города» в секторе энергоэффективности и его законодательное закрепление связано с разработкой и совершенствованием госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в июле 2017 года. Это документ определяет цели, задачи, направления и сроки реализации госполитики по созданию условий для развития цифровой экономики во всех сферах социально-экономической деятельности. Под ее требования будет модернизировано законодательство либо приняты постановления, снимающие спорные вопросы в регулировании. Вошедший в эту программу, раздел «Умный город» нуждается в активном обсуждении и доработке.



Следует отметить, что основная часть технологий Smart Grid, разработанных за рубежом, не может быть использована в сетях РФ и СНГ. Причина тому — существенные технологические отличия электроэнергетической инфраструктуры России от западных стран.



Российские города сталкиваются сегодня с типичными проблемами в электро-, а прежде всего в теплоснабжении – износом источников генерации и сетевого хозяйства, недофинансированием, аварийностью и растущими тарифами.



Острая необходимость в модернизации осложняется неясностью по источникам и моделям финансирования, высокой социальной значимостью энергоснабжения.



Именно острота и сложность данных проблем определяет необходимость продолжения междисциплинарной дискуссии в профессиональных кругах об оптимальных технологиях энергообеспечения. Движение крупных городов в сторону технологий «смарт сити» может при разумной организации обеспечить дополнительную ценность как жителям, так и бизнесам, всем участникам городского развития.



Нельзя не принимать во внимание происходящие глобально технологические изменения, прежде всего цифровую трансформацию и перенос акцента в развитии энергоисточников на возобновляемые и вторичные, что имеет под собой целый ряд предпосылок, прежде всего критерий устойчивости развития и экологичности.



В этом контексте вопросы оптимизации энергоснабжения особенно остро стоят в российских городах- миллионниках. В частности, Екатеринбург в силу особенностей климата и исторически сложившихся моделей и технологий энергообеспечения требует формирования системы управления необходимой модернизацией городского хозяйства на новых принципах.



Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2017 г. N 1064) underline:none">http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71662010/ отдает приоритет проектному подходу, предполагающему согласование в развитии территорий отдельных инфраструктурных проектов (транспортно-логистическая инфраструктура, коммунальная инфраструктура, социальная инфраструктура, промышленная инфраструктура, технологическая инфраструктура, связь и т.д.). Поэтому предлагаемая панельная дискуссия направлена на выделение актуальных, практически реализуемых проектов, увязанных с уже имеющимися приоритетами и уже утвержденными планами.


Контакты

Организаторы

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям)

Для СМИ

Кругликов Сергей Владимирович

Еще мероприятия