Цифровая экономика в жилье и ЖКХ – мнения потребителей, бизнеса, экспертов

ID16727

Определить предпочтительную очередность приоритетов и мотивационных ценностей жизни, здоровья, экономической состоятельности человека и технологий умного города в цифровой экономике. Что первично и каковы взаимосвязи понятий? Определение перспектив создания регионального стандарта внедрения концепции «умный город».

Общемировой тенденцией является интенсивное развитие инфраструктуры «умных городов». К 2025 году по прогнозам консалтинговая компания Frost & Sullivan ожидается появление 26 таких городских пространств. По оценкам исследователей Markets and martets, мировой рынок «умных городов» уже за 2017 год достиг $424,7 млрд, а к 2020 году вырастет почти в три раза ― до $1,2 трлн. В среднем ежегодный прирост рынка будет составлять 23,1%.

Концепция «умного города» предполагает обеспечение высоких показателей эффективности функционирования за счет использования интеллектуальных продуктов, интегрированных с IT-технологиями в сфере энергетики, здравоохранения, строительства, транспортировки, образования и управления.

В целом по России объем финансирования госпрограмм «умного города» последовательно нарастает. При этом более 80% объема рынка умных решений в России направлено на развитие «Безопасного города». Более 80% всех доходов российского рынка IoT генерирует государственный сектор.

Однако, несистемный подход муниципалитетов как основного инвестора неоднозначно сказывается на его развитии. Отсутствие стратегических планов развития программ Smart City и согласования с концепцией локальных инновационных систем ведет к разрозненной  и хаотичной реализации проектов, по принципу «что быстрее принесет прибыль».  Обеспечение системного подхода требует решения ряд сопутствующих задач. В частности, создания единого (регионального) стандарта внедрения концепции «умный город» и доработки законодательной базы. Подобный подход может быть эффективным только при условии включения в работу представителей гражданского общества, науки и образования. Это позволит определить правила игры общие и понятные для регуляторов рынка, для бизнеса, готового вложиться в реализацию городских smart-проектов, и для игроков IoT-рынка, поставляющих муниципалитетам решения.

Не достаточно развитие smart-технологий в России в энергоэффективных проектах «умного города». На протяжении последних лет доля таких решений в общем объеме рынка составляла не больше 6%. Формирование стандарта «умного города» в секторе энергоэффективности и его законодательное закрепление связано с разработкой и совершенствованием госпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в июле 2017 года. Это документ определяет цели, задачи, направления и сроки реализации госполитики по созданию условий для развития цифровой экономики во всех сферах социально-экономической деятельности. Под ее требования будет модернизировано законодательство либо приняты постановления, снимающие спорные вопросы в регулировании. Вошедший в эту программу, раздел «Умный город» нуждается в активном обсуждении и доработке.

Следует отметить, что основная часть технологий Smart Grid, разработанных за рубежом, не может быть использована в сетях РФ и СНГ. Причина тому — существенные технологические отличия электроэнергетической инфраструктуры России от западных стран.

Российские города сталкиваются сегодня с типичными проблемами в электро-, а прежде всего в теплоснабжении – износом источников генерации и сетевого хозяйства, недофинансированием, аварийностью и растущими тарифами.

Острая необходимость в модернизации осложняется неясностью по источникам и моделям финансирования, высокой социальной значимостью энергоснабжения.

Именно острота и сложность данных проблем определяет необходимость продолжения междисциплинарной дискуссии в профессиональных кругах об оптимальных технологиях энергообеспечения. Движение крупных городов в сторону технологий «смарт сити» может при разумной организации обеспечить дополнительную ценность как жителям, так и бизнесам, всем участникам городского развития.

Нельзя не принимать во внимание происходящие глобально технологические изменения, прежде всего цифровую трансформацию и перенос акцента в развитии энергоисточников на возобновляемые и вторичные, что имеет под собой целый ряд предпосылок, прежде всего критерий устойчивости развития и экологичности.

В этом контексте вопросы оптимизации энергоснабжения особенно остро стоят в российских городах- миллионниках. В частности, Екатеринбург в силу особенностей климата и исторически сложившихся моделей и технологий энергообеспечения требует формирования системы управления необходимой модернизацией городского хозяйства на новых принципах.

Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2017 г. N 1064) http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71662010/ отдает приоритет проектному подходу, предполагающему согласование в развитии территорий отдельных инфраструктурных проектов (транспортно-логистическая инфраструктура, коммунальная инфраструктура, социальная инфраструктура, промышленная инфраструктура, технологическая инфраструктура, связь и т.д.). Поэтому предлагаемая панельная дискуссия направлена на выделение актуальных, практически реализуемых проектов, увязанных с уже имеющимися приоритетами и уже утвержденными планами.

Начисление баллов за посещение мероприятия

1 балл

Организация работы

2 балла

Обмен информацией и коммуникации