Лекция Павла Суркова по вопросу вхождения в детский контекст. Дискуссия (Детский форсайт. Лекторий №1)

ID2957

Форсайт как игра, или игра в форсайт? Выслушаем и обсудим мнение преподавателя, журналиста, переводчика и эксперта в области общения с детьми — Павла Суркова. Составим план действий по проектированию детских форсайтов на ближайшее время.

Зал: АСИ 2.0,  знакомство участников с 18:30

Повестка дня*:

18:45 - 18:59 — Вводная. Зачем нам всё это?
19:00 - 19:59 — Доклад/ лекция Павла Суркова по вопросу вхождения в детский контекст.
20:00 - 20:29 — Вопросы / ответы и дискуссия.
20:30 - 20:59 — План действий на будущее. Что и как делать будем?
21:00 — свободное общение.

---
* Время указано приблизительно. Зависит от активности аудитории.


Вместо вступительного слова, от лектора:

На встрече мы попробуем затронуть один серьезный и во многом болезненный вопрос, обсуждать который на системном уровне никто пока не пытался (во всяком случае, мне это не известно). Но который, безусловно, следует не только обсуждать, а и серьезно прорабатывать.

Вопрос о вхождении в детский контекст.

Собственно, такого вопроса, в целом при проведении форсайта, как правило, не стоит: методика RF не предусматривает глубину погружения в личный контекст участников (так как есть риск выпадения модератора в экспертную позицию, что недопустимо). И высокие медиационные/модерационные навыки позволяют получить от детей при использовании гибридных инструментов групповой динамики (которые, как совершенно верно было отмечено, есть, и при этом - чрезвычайно эффективны) хорошее и порой — достаточно глубокое содержание, направленное на проработку последующих проектов в необходимых зонах взаимодействия с детьми. 

Ну, или позволят погрузить детей в проектную/процессную работу, которая дает реальный результат (тут я готов поделиться замечательными кейсами, полученными на Школе "Тройки-Диалог" зимой этого года).

Но при этом, есть большая лакуна, возникающая в поле "взрослый-ребенок": лакуна несовпадения контекстов. И эта лакуна, в том числе — лакуна недоверия. Не явного, но ситуационного.

Нет, мы никогда не станем говорить с детьми на "их" языке, так как они - дети, а мы — взрослые. Но есть вещи, которые для детей являются чрезвычайно важными, а нам они кажутся проходными, так как мы не погружены в детскую вербалику и символику (куда больше — символику), и ряд ассоциаций и метафор, высказываемых детьми, нам кажется не определяющим, в то время как дети вкладывают в эти метафоры и символы невыразимо глубокие и ценные смыслы.

Мы, конечно, "достаем" из них эти смыслы и ценности — повторяю, у нас достаточно инструментов и инструментов эффективных.
Но они могли бы быть еще более эффективными, если бы мы заведомо, заранее чуть более глубоко погружались в аудиторный (читайте —  детский) контекст.
Инструменты такого погружения у меня есть — причём, отработанные на самой разной аудитории: от студентов и старших школьников до самой сложной, на мой взгляд, аудитории — 4-7 лет. Я использую их, например, во время преподавания в частной школе "Seymour House", где веду занятия по сторителлингу и эмоциональному интеллекту.

С удовольствием поделюсь наработками / обсужу возможности достройки и развития методик со всеми заинтересованными. 

Мне кажется, что это может быть полезно всем и заведомо оградит нас от ряда проблем и недопониманий, при общении с детской аудиторией. А самое главное — когда ребенок понимает и, более того, чувствует, что рядом с ним — взрослый, находящийся в его, детском, контекстном поле, кредит доверия повышается неизъяснимо. 

И это, позволяет перевести проектную и процессную деятельность на новый уровень — в область включения детей во "взрослые" проекты, с чётким позиционированием (и самопозиционированием) детей внутри этих проектов.

Да, повторюсь, — мы и так это делаем. Но мне кажется, что можно делать это в разы эффективнее.

П. Сурков.


Материалы, рекомендованные лектором для самостоятельного изучения, до мероприятия:

1. Книги: 
«Как любить ребенка» — Корчак Януш 
"Волшебники приходят к людям" — Шаров Александр
Архив (40 Мб, книги в основных форматах)

2. Фильм "Общество мертвых поэтов" (Dead Poets Society) (1989, США, Драма) 
Продолжительность: 128 мин.
https://my-hit.org/film/5691/
http://tfilm.club/7063-obschestvo-mertvyh-poetov.html
(Бесплатный просмотр, но есть реклама на сайтах)

 


Группа проекта в Фейсбуке

Начисление баллов за посещение мероприятия

1 балл

Форсайтное мышление

1 балл

Управление образовательными проектами

1 балл

Проведение игропрактических мероприятий