Методологическая встреча по теме «Обеспечение устойчивости групп – Коммуникационная осознанность» (лекция № 4) из цикла «Формирование устойчивых групп в стартапах, корпорациях, общественных организациях» (Лекция № 4 «Обеспечение устойчивости групп – Коммуникационная осознанность» (Цикл 2))

ID2970

Участники закрепляют материал, полученный на еженедельных лекциях, вовлечены в выработку методик для лидеров и модераторов/координаторов групп, обеспечивающих устойчивость команд на всем их жизненном цикле

Со-докладчики: Ермошкин Александр Игоревич, Риттер Олег Константинович

Теоретический материал дается как итоговый анализ многолетнего опыта. Это позволяет открыть и проверить все процессы на себе, перевести их в зоны своего развития и освоить методы работы над ними.

При разработке лекции ориентировались на наше понимание психологии личности, межличностного общения, коммуникации в малых группах и эффективного лидерства.

 

Свойства и навыки, которые предстоит освоить координаторам, скомпонованы в четыре цикла по типам коммуникаций: Я-Я, Я-ТЫ, Я-МЫ, Я-ВСЕ.

Данная логика построения объясняется тем, что любые свойства личности и группы проявляются в процессе коммуникации. При этом навыки, полученные при изучении одного цикла, становятся необходимой основой для последующего изучения и отработки других навыков в следующем цикле.

 

Первый цикл « Я-Я»:

Научиться наблюдать за своими чувствами, мыслями, ощущениями;

Относиться к чувствам и ощущениям как к важным индикаторам взаимодействия с миром. Контролировать ситуации захваченности чувствами, обычно мешающие эффективно мыслить, контактировать с другими людьми, принимать решения.

Научиться замечать в себе и быть способным проживать весь спектр чувств, в том числе такие сложные для многих людей эмоции как страх, гнев, вину и стыд.

Помогать другим людям выходить из ситуаций захваченности чувствами.

Понять свою мотивацию к координационной деятельности. Мотивация определяет качество лидерского поведения, поскольку успешные лидеры малых групп хотят самореализовываться через успех участников своих групп, а не через личные достижения. У них нет стремления к личной власти, они готовы выращивать других – помогать им принимать решения, брать ответственность, достигать вершин в их реализации. Честное исследование своей мотивации дает возможность быть эффективным координатором

Изучить принятие ответственности за свою жизнь и за свои действия (локус-контроль). Возможность видеть причину происходящего в самом себе позволяет быть деятелем в своей жизни, а не жертвой окружающих. В результате, это дает возможность активно влиять на происходящее с тобой, меняться, осваивать новое и помогать вырабатывать такую же жизненную позицию у других людей. Заботиться о себе, т.е. видеть свои потребности, вовремя их удовлетворять, тем самым помогая себе иметь хороший жизненный тонус, испытывать удовольствие, радость и счастье жить.

 

Второй цикл «Я-Ты»:

Устанавливать открытые доверительные отношения с другим человеком.

Разделять внимание между собой и собеседником.

Быть внимательным к своим чувствам и мыслям в процессе взаимодействия.

Уметь говорить о своих реакциях и быть готовым услышать реакцию другого человека.

Видеть феномены (события, проявления, факты) контакта – наблюдать за своими реакциями и реакциями собеседника.

Уметь сочувствовать, проявлять эмпатию, оппонировать.

Освоить навыки активного слушания (задавать уточняющие вопросы, резюмировать, помогать видеть новое, открывать невысказанные смыслы, поддерживать в желании глубоко разобраться в теме, быть заинтересованным, помогать другому самому найти решение, помогать другому обращаться за помощью и искать дополнительные ресурсы).

 

Изучить в себе процессы, останавливающие развитие отношений с другим:

Непонимание своих потребностей и потребностей другого человека;

Приоритет установок «надо», «должен», полученных из чужого опыта;

Приписывание другому своих чувств и мыслей.

Научиться преодолевать эти барьеры. Научиться прояснять границы в отношениях – обсуждать правила взаимодействия, определять свой статус (коллеги, наставника или ученика) и получать на это полномочия и согласие другого, следить за выполнением взаимных договоренностей. Обрести навыки наставника (выстраивать длительные отношения, помогать другому найти мотивацию к деятельности, помогать планировать карьеру и рост, вдохновлять, создавать образы будущего, помогать увидеть новые возможности, давать обратную связь, критиковать экологично и конструктивно, делиться опытом, быть последовательным, давать ощущение уверенности и помогать снять тревогу, видеть достижения и мотивировать к новому развитию)

 

Третий цикл «Я – Мы»:

Исследовать свое взаимодействие с группой.

Научиться разделять внимание между своими реакциями, наблюдением за реакциями участников и общегрупповыми феноменами.

Открыть свои «слепые пятна» в групповом лидерстве.

Понимать процессы групповой динамики.

Видеть маркеры изменений.

Уметь давать группе обратную связь о ее развитии.

Уметь катализировать или замораживать групподинамические процессы в зависимости от рабочей задачи.

Помогать группе определить границы своего взаимодействия, быть хранителем групповых правил.

Задавать процедуры группового взаимодействия (шестиходовка). Помочь группе сформировать образ будущего, возбуждать интерес к нему на протяжении всего периода работы группы, пользоваться им как вызовом для поддержания групповой энергии. Помогать группе сформировать мотивацию к решению рабочей задачи. Помочь вписать личные цели в групповые. Создавать атмосферу доверия. Вдохновлять и поддерживать энергию. Предотвращать размывание целей. Помочь каждому участнику взять обязательства и отвечать за их исполнение перед группой. Уметь разрешать конфликтные ситуации.

Эффективно реагировать в трудных случаях, в частности, в ситуациях конкуренции за лидерство или за внимание лидера; в ситуации личностных конфликтов между участниками; в ситуации отсутствия энергии и др..

Уметь поддерживать участников в момент присоединения и адаптации в группе.

Уметь поддерживать группу в случае выхода участников.

Знать технологии работы с кризисными периодами в жизни группы.

Учить группу измерять результаты, осуществлять мониторинг продвижения к решению задачи, признавать успехи, работать над ошибками, ставить новые цели.

 

Четвертый цикл «Я-Все»:

Исследовать собственную идентификацию (родовая, половая, культурная, социальная). Открыть слои и важные послания в каждой из идентификаций.

Исследовать циклические коммуникации, в которые включена данная идентификация («колесо нормы»).

Перевести бессознательный опыт в осознанный - понимать, что я принимаю, а с чем я не согласен.

Научиться описывать циклические коммуникации.

Изучить способы изменения этих коммуникаций, в том числе парадоксальные.

Работать с системным сопротивлением изменениям.

 

Цикл состоит из семи лекций «Динамика групп», "Организованность", "Культура сообществ», «Осознанность коммуникаций», «Стратегирование», «Т-системность (креативность)» и «Народная стратегия».

Начисление баллов за посещение мероприятия

1 балл

Обмен информацией и коммуникации

1 балл

Обучение и развитие подчиненных

1 балл

Стратегическое мышление