260893

Форсайт "Новая schola". Встреча №3. Новые технологии образования и обучения

Дополнительное образование Личное профессиональное развитие Наставничество в вузах Наука и исследования

Омск, Точка кипения - Омск

26 января 2022, с 17:30 до 20:00

Image
Уже идут:
Поминов Дмитрий Юрьевич

О мероприятии

В ходе этой встречи поговорим о том, какими методами и с помощью каких технологий можно обеспечить достижение актуальных задач и решение противоречий существующей системы образования. Выясним, что будет представлять собой механизм, движок «новой schola», что придет на смену аудиториям, учителям, учебникам и тп, как это должно работать, чтобы получить требуемый результат.

В ходе предыдущих двух форсайтов были обозначены проблемные места и противоречия, требующие разрешения:

  • «Техноварварство». Учиться вообще необязательно, даже не обязательно будет уметь читать и писать = в перспективе 5-10 лет возможно будет работать на рабочих специальностях с использованием технологий дополненной реальности, просто умея разговаривать и выполняя указанные в реальном времени действия. Вопрос заинтересованности, смысла учиться для детей в этой реальности? Можно стать тик-токером и зарабатывать миллион, обладая минимальными навыками после детского сада. Существующая система образования предполагает как само-собой разумеющееся, что дети будут учиться. А если они не хотят, и будут просто симулировать учебу (посещение уроков и тп), потому что не видят в этой «учёбе» для себя смысла?
  • Родитель сейчас = основной субъект, заинтересованный в получении ребёнком востребованного на рынке труда образования. Проблема в том, что квалификация родителя как «заказчика образования для ребенка» = низкая, родитель является неквалифицированным заказчиком.
  • Существующая система образования, созданная для индустриального общества, заточена на «профессии», а постиндустриальные производства требуют овладение человеком «роли», а не «профессии» (профессия = это когда человек делает «результат», а способ и метод делания ему задан; а «роль» = это когда человек делает «результат» и он же отвечает за способ и метод достижения. Более высокоуровневое решение производственных задач). Профессии, очевидно, заберут себе роботы или они будут низкооплачиваемые.
  • Все эксперты выделили главное качество, требование к молодым работникам (которые претендуют на «роль» в компании): саморазвивающийся, заинтересованный в достижениях. Была выявлена общая проблема: дети среднего класса ленивы, родители и так все обеспечат. Вопрос смысла: зачем трудится, напрягаться? Существующая система образования не видит и не решает эту проблему.
  • Для интеграцию в конкурентный рынок труда необходима роль «агента», «продюссера». Эту роль может выполнять только родитель/семья или сам ребенок. Родитель/семья также может «нанять» такого «агента». Вывод = потребность в «агентах» есть, а предложения сейчас нет (можно сказать что «статусные» учебные заведения и есть отчасти такие «агенты» = но только отчасти, без гарантии результата, скорее родители и дети думают, что статусный ВУЗ = это такой «агент», а сам ВУЗ так не думает).
  • Кроме родителя, интересантом в подготовке ребенка к конкурентному рынку труда может быть сам ребенок, если будет видеть для себя смысл в этом + будет «квалифицированным» заказчиком для самого себя. Существующая система образования не видит эту возможность и не развивает её.

Вопросы для обсуждения:

Часть 1, для разминки мозгов:

1. Существующее школьное образование и ВУЗовское образование = вполне качественная система, при условиях:

А) хороших учителей

Б) желания и заинтересованности ребенка учиться

Может ли родитель влиять на А? Да, подбором школы и репетиторов.

Как может влиять на Б?

2. Как родитель, ребенок могут выполнять функции «агента» по интеграции ребенка в рынок труда? Что это за функция? Что для этого им нужно? Кто еще может выполнять эту функцию и на каких условиях?

Часть 2, основная.

1. Задание смысла деятельности. Как воспитать «чемпиона» в своей сфере деятельности? А) За счет чего у человека есть смысл и желание напрягаться и становиться «чемпионом»?

Б) Методы и способы удержания и поддержания смысла деятельности в длительной перспективе

Гипотеза: если у человека (ребенка или взрослого) будет смысл и желание достичь какой-то цели, то полдела сделано. Энергия действия разблокирована и сфокусирована, процесс пошёл в нужном направлении.

2. Как научить «роли»? Как можно научить человека навыку «достигать результата, самостоятельно разрабатывая методику и способы достижения результата»? Это сплав навыков «думать», «быть креативным», «достигать результата», …

Гипотеза: навык «роли» возможно задать на базе ТДИС. Возможности, ограничения, проблемы при этом?

3. Обучение как «кайф, драйв, результат». Как превратить учебу из «работы» в «самое увлекательное действие в жизни»?

Гипотеза: можно включить не только «ум» в процесс обучения, а «ум + тело + эмоции». Возможности, ограничения, проблемы при этом?

Контакты

Адрес

Омск, Маршала Жукова, д. 21

Зал

Начальная точка

Организаторы

Поминов Дмитрий Юрьевич

Еще мероприятия