Лидерское интервью с Евгением Черновым (CEO NAIVE)

7 ноября 2018 г.

Интервью о важности случая, технологиях экономии времени и о командах, в которых хочется работать

- Евгений,  расскажи как родилась идея проекта Naive, с чего вы начинали?

- История нашей организации началась 3,5 года назад. Я в то время занимался туризмом. Позвонил знакомый из крупной международной компании и спросил нет ли у меня контакта человека, который сможет снять видео - ролик. Я тут же позвонил другу в Новосибирск. Он тогда снимал свадьбы. Мы ему купили билет, он прилетел и сделал ролик, используя свои подручные инструменты, абсолютно не связанные с профессиональной техникой, но сделал ролик хорошо. За несколько дней он заработал больше чем в Новосибирске за два месяца. Через пару недель мне поступил очередной звонок: “Мы хотим пригласить вас на принять участие в тендере, у вас есть юридическое лицо?”. Я кладу трубку и сразу же пишу в поисковике: “Как открыть ООО?”. Мы открываем компанию, выигрываем тендер еще на 7 роликов, затем еще на 15 и годовой контракт к концу года. Мы заработали тогда полмиллиона рублей за семь роликов и не верили сами, что это вообще возможно.  Команду я подбирал из людей, один из которых знал что нужно делать, а остальные просто были толковые ребята, которые слушали и аккуратно исполняли. Мы начали снимать “говорящие головы”, обучающие ролики. Это было не сложно. И, со временем, стало ясно, что мы начали зарабатывать какие-то деньги которые надо вкладывать. Единственным возможным правильным решением было инвестировать деньги в свое образование. Если снимешь офис - потеряешь его быстро, купишь оборудование - оно испортиться через месяц, поэтому мы все пошли учиться. Один пошел учится на операторскую деятельность, я пошел учиться на MBA, еще один в рекламную школу.

Пока вы учились, компания продолжала свое развитие?

- Да, после года работы, мы поняли, что надо снимать офис и стали “обрастать” знакомыми. Вспомнили про своих друзей, которые делают невероятные вещи в 3D, в стране они входят в тройку компаний по качеству решений. Команда через месяц прилетела в шестером из Новосибирска познакомиться. К этому моменту мы сняли свою берлогу, своими руками сделали ремонт. И я им рассказываю “давайте выходить на глобальный рынок, у нас все получится. У вас есть продукт, вы сидите в Новосибирске, но у вас нет связей. У нас нет продукта, есть связи и мы сидим в Москве, давайте объединимся?”. Буквально через неделю мы оказались в крупных рекламных агентствах и заключили несколько контрактов. В итоге от говорящих голов мы перешли к более креативным роликам по заказу крупных рекламных агентств.

Однако, весь бизнес вырос из случая, у меня не было великой цели, к которой я изначально шел с самого детства. Без цели сложно развиваться. Мы в какой-то момент остановились в развитии потому что было непонятно куда идти.

Как вы справились с этим этапом? Что помогло вам выстроить дальнейший план развития бизнеса?

- Я начал этим увлекаться технологиями и понял, что часть процесса видеомонтажа можно автоматизировать.

Поскольку за последние годы стало очевидно, что видео - это эффективная коммуникация, многие маркетологи охотно добавили эту форму общения с клиентами в свой арсенал. Однако видео все еще дорогой продукт, поэтому в полной мере насладиться им маркетологи не могут. Но очень хотят. В результате этой высокой платы за создание видео маркетологи вынуждены создавать +/- 1 ролик. для всех целей сразу. (часто от отказываются ввиду ошибочных ожиданий стоимость услуг по созданию видео)

"Покажите, пожалуйста, следующие вещи в нашем видео: вечернюю часть, бейджики, марки алкоголя, всех спикеров, этого дядю обязательно побольше добавьте, покажите подарки какие были, покажите бутерброды во время кофе-брейка, и т. д.". В результате получается как в басне про слона-художника. У такого видео нет зрителя в современном мире. Это видео без адреса, видео в космос :) А это все еще стоит  дорого.

Тем временем подоспела бигдата и возможность гибко таргетировать свои рекламные сообщения. А тут мы с терабайтами разнообразного материала, который так и не пошел в финальный ролик. А такого материала больше 99% от общей массы, поскольку отчетный ролик это в среднем 3 минуты. Из сырого материала можно сделать еще сотню таких роликов, передав много кастомизированных посылов в разном формате. То есть использовать сырой материал эффективнее.

Вот простой пример. На выездной конференции 100 участников. Оператор в течение 3 дней снимает происходящее и на своем складе имеет несколько часов сырого видео, на котором запечатлены практически все участники в той или иной форме. Далее создается некоторый видео-шаблон, в который мы добавляем кадры с выбранным участником. На выходе у нас получается что-то вроде "Как Николай Петрович летал на конференцию в славный город Томск". Ролик этот мы Николаю Петровичу обязательно пришлем в тот момент, когда опять подойдет время конференции. Такая получается открытка современная. Правда приятно?

Начал я эту тему изучать и понял, что это вроде как осуществимо в теории и аналогов пока не существует. 9 месяцев мы с партнером собирали информацию, формируя презентацию для инвесторов. Организовали встречи с инвесторами, нам объяснили, что таких как мы называют “эльфами”, мы рассказывали про волшебные леса и что все будет замечательно. Однако, довольно быстро нашли инвестора, буквально за несколько первых встреч. Потом еще побегали чтобы просто еще познакомиться с инвесторами, но в итоге решили вернуться к тем первым двум которые собственно откликнулись.

- Женя, расскажи как выстроена работа внутри вашей команды?

- Новосибирск. Там у нас супер студия дизайна. В Новосибирске первый подбор был очень сложным - поиск единомышленников. Найти идейных ребят и создать с ними бизнес. На базе этой профессиональной и человеческой дружбы уже можно привлекать людей, мотивированных деньгами.  Сейчас в студии 3 арт директора / предпринимателя / единомышленника отвечающих за продукт и развитие бизнеса одновременно. Там все завязано на этих трех персонах, которые дают свою оценку качества по каждому продукту, но каждый в своем направлении. В Москве сосредоточен отдел продаж услуг Новосибирского офиса, а также видеопродакшн + разработка нашего софта. Сначала мы нашли талантливых художников (в широком смысле слова, поскольку это сразу и режиссеры, и продюсеры, а также актеры, художники, композиторы, дизайнеры, музыканты, сценаристы и так далее). Сформировали сообщество, начали устраивать вечеринки, неформальное общение. Затем мы нашли талантливых инженеров (в широком смысле слова опять же). У одних больше приоритет на фантазию, у других больше на науку. У одних кучай идей - у других понимание, как эти идеи можно реализовать. Затянулись споры, дискуссии и все такое. Очень интересно. Не хватало только 1 элемента - финансов. И мы их нашли. В итоге схема “художники + инженеры + инвесторы = любовь”.  Главное, чтобы инженеры с художниками вместе работали плотно и понимали друг друга, поскольку языки то разные.

Сейчас в нашем сообществе 51 человек, все общаются через группу в телеграм. Вопреки всем советам, я всегда работал с друзьями. Мне говорили, что я не прав и мы все перессоримся, я это игнорировал и помогал всегда друзьям переезжать из Сибири сюда, они жили у меня, потом адаптировались через несколько месяцев, искали квартиру и переезжали.

Когда мы начали проект NAIVE, я позвонил человеку, которого знаю уже с 2004 года, но давно не общался, он сказал, что интересуется нейронными сетями. Я говорю ему:  "А у меня есть идея!". Женя , человек, которому я позвонил, не был профессионалом в этой области, но в нем было огромное желание, и это желание меня покорило. Я понял, что вообще не очень важно знает он нейронные сети или нет, да и  вообще не программист он. В Женин настрой я верил гораздо боьше, чем если бы человек пришел и сказал “я в нейронных сетях родился вообще”.

Основная идея NAIVE была моя, но это только первое время - дальше идея становится общей. Я отвечаю за привлечение инвестиций, поиск людей и организацию пространства. Женя И. - менеджмент, финансы, работа с инвесторами.  Чуть позже я пригласил Диму К. - Product Owner. Он невероятно талантливый, я не понимал на тот момент что именно он будет делать, но я знал что его нужно притягивать. Илья - технический гуру, мастер спорта по ИИ. Саша отвечает за юридическую часть, авторское право. это  тот человек, которому я позвонил 3,5 года назад и попросил его помочь создать компанию. и саша в течение 3 лет, будучи моим другом, ни разу не взял у меня денег. он создал нам все документы. Он также помог в работе с инвесторами настолько, что без него ничего бы не было.

Все эти люди вошли в состав соучередителей. Вопреки всем мнениям, что мы перессоримся. Перессориться не так сложно, иногда кто-то начинает лезть не в свою компетенцию, но каждый из нас в своей теме лучший и с ним не спорят. Мой талант - это помогать талантам, потому что сам руками я почти ничего не умею делать. У нас 5 лидеров в каждом направлении и нет такого что кто-то один принимает решение. Иногда надо принять решение за других и сказать как делать, но я к этому очень редко прибегаю, практически этого не делаю. Я слышал про новую эпоху HR, что ищут не по тому, какой был бекграунд технический. Когда ко мне приходит специалист и говорит “я 20 лет кино снимаю”. Это сразу нет, он нас точно будет назад тянуть, говорить как это было 20 лет назад, а это так уже не работает. Если бы он пришел и сказал “сейчас использую такие то технологии в кино”, то я бы поверил. У нас раньше в команде был полный хаос, но я считаю, что хаос - это хорошо, потому что людей разумных  не надо сильно контролировать. В тот момент, когда я человека зову, я не всегда знаю чем он будет заниматься.

Сейчас все оценивается по ценностям. Если люди разделяют твои ценности, то ты сможешь с ними уйти далеко. и я просил каждого соискателя создать два мудборда: то что тебе важно (логос) и что тебе красиво (пафос). Я себе мудборды не делал, я просто смотрел чужие мудборды и определял интересно мне с человеком дальше двигаться или неинтересно. схожи ли наши интересы и ценности или нет.  

- Говорят, что руководителю сложно управлять командой сверхсильных специалистов. Расскажи какие ты технологии применяешь, работая с коллективом?

- Недавно начал пробовать инструменты саморегулирования групп. Я собираю группу, например продюсеров, 4 - 5 человек в телеграм и кидаю туда задачу, а они сами решают кто какую часть на себя берет, я просто слежу за тем что происходит в переписке и ставлю им какой нужен результат.  Сначала молчание в группе, потом один берет одно, второй другое и работа идет. Они уже сами заинтересованы, у них есть какой-то драйв и на выходе к вечеру у меня есть результат. и я понимаю, что если бы это делал один человек то результат был бы другой и в количестве и в качестве. Наверняка это работает только в маленькой организации. Еще важный принцип - не брать людей, которыми нужно управлять. В стартапе каждый должен сам адаптироваться к изменяющимся условиям, иначе ты потратишь кучу времени и можешь оказаться вообще не прав, если ты будешь определять людям какой-то путь. Ты, как участник команды, сам определяешь поле. Если ты хочешь приходить к 12 часам дня, ты приходишь к 12 часам дня, можешь не ходить на работу один и два дня, если хочешь, но если ты не успеваешь за командой, то ты сам придумываешь где и как догнать. Важно чтобы с людьми было абсолютно комфортно. т.е. если человек подходит и спрашивает “а где у нас коробочка для сломанных наушников?” - это не норм. Т.е. человек если он захочет сам может сесть подумать и решить эту проблему. Если я вижу, что человек сконцентрирован, тогда сам могу подойти и сказать:  “парни давайте я вам чаю налью”. Мне кажется что очень правильная система менеджмента - японская. В схеме директор находится внизу, под подчиненными, и он приходит и говорит “что мешает, как помочь, что не хватает?” и так же в продюсировании кино и рекламы. ну пол помоешь? - помою. и когда люди видят, что я это делаю, у них чувство собственной важности повышается и они начинают больше и лучше делать.

Когда мы берем людей на продюсирование, я их спрашиваю какая их роль в команде? и если они отвечают, что их роль собрать команду и сидеть тихо смотреть, как все все делают, то это не правильная роль. А если они говорят, что я обслуживаю свою команду, то эта роль мне кажется правильной. Ты помогаешь своим ребятам, чтобы они круто работали,  я считаю это очень важным.

Работает это только в том случае, если на входе есть жесткий отбор в команду. Тестовые задания, собеседовани, мудборды. Все это поможет при выборе.

* О NAÏVE

Компания NAÏVE занимается разработкой программного обеспечения, применяя технологии искусственного интеллекта для ускорения процесса создания видео-продукта. С помощью нейросетей NAIVE умеет классно сортировать файлы по локациям, по хронологии, по лицам на видео. При сборке чернового монтажа NAÏVE учитывает композицию, крупность плана, движение в кадре, движение камеры и даже эмоции людей.

Интервью готовили Ксения Макарова и Ксения Андреева