О страхах молодых ученых и способах их преодоления, популяризации науки и о том как готовить спикеров к выступлениям

Многие стажеры АСИ хотят работать в международных компаниях, но не знают, как туда попасть. Наша героиня прошла стажировку в Швейцарии, переехала в Германию и теперь помогает другим подавать заявки и проходить конкурсы.

В АСИ стажировки проходят ежегодно несколько сотен студентов престижных московских университетов, мы считаем, что такая практика дает молодежи попробовать себя в “боевых” задачах. В разговорах со стажерами мы выяснили, что многие хотели бы заниматься работой в международных компаниях и включиться в интернациональное сообщество, но пока не знают как. Сегодня мы взяли интервью у Виктории Коржовой. Виктория работает над диссертацией в Ludwig-Maximilians-Universität - Мюнхен, с ноября 2013 и помогает молодым ученым строить научную карьеру в области естественных наук с 2014.

  • Вика, привет! Расскажи что ты сейчас делаешь?

  • Можно начать с того, что сейчас я не являюсь активным ученым. Больше года работаю в администрации аспирантской программы и заканчиваю диссертацию. Работаю в институте Макса Планка, веду проект по консультированию молодых ученых, летом проводила оффлайн курс и выступала с лекциями на школе по биоинформатике. Последние 1,5 года мы с командой занимаемся научно-популярным проектом, лекторием 15х4 - на это уходит значительное время после работы.

  • Как карьера ученого привела тебя к тому, что ты стала помогать другим стать молодым ученым строить международную научную карьеру?

  • Когда я училась в университете, мне всегда хотелось быть хорошим молодым ученым. При этом было интересно узнать как наука устроена за рубежом, потому что там что-то интересное происходит и они делают такие вещи, про которые в России я не видела и не слышала. Поэтому мне хотелось поехать на стажировку заграницу, но не было понятно как это делать и мало кто мне мог помочь. Написав несколько заявок, я поехала на конференцию в Швейцарию - и там я впервые увидела, что студенты из других стран такие же умные как мои однокурсники, но при этом у них больше вовлеченности в мировое научное сообщество. Я подумала что тоже могу поехать, если захочу, и для этого не надо быть гением, нужно знать какие документы в какой срок подавать. На 1м курсе магистратуры я подавала много заявок и, в результате, поехала на летнюю школу в Швейцарию, и это сильно изменило мое отношение к науке, так как я увидела как можно делать науку на серьезном уровне и в сравнении с лабораториями которые я видела в России - это была большая разница. Люди не “выживали” в лаборатории, а делали серьезные исследования. Все это зародило интерес к международным возможностям, и в следующем году я искала место для PhD. Из поданных многие мои заявки оказались успешными Тогда же пришла мысль, что хорошо бы делиться с людьми знанием про подачу заявок. Обычно людям интересно узнать про международную стажировку, но никто не делает, потому что это кажется нереальным и страшным. Своим ученикам я стала давать конкретные советы про то, как улучшить их мотивационное письмо, CV и так далее. И потом это сложилось в онлайн - курс вконтакте. Через 2 года я провела этот курс в более серьезном варианте, делала вебинары и старалась более технологично все организовать и периодически консультировала людей. Люди стали меня находить по контакту или сайту.

  • Вика, если говорить о самих студентах, какие у них проблемы были при подаче на стажировку?

  • Главная проблема это страх российских студентов, который поддерживают университеты. У нас есть сильная иерархия между студентами и преподавателями. Студента часто попрекают и говорят, что он никто, он сначала должен что-то всем доказать и только тогда с ним можно будет о чем-то говорить. Он постоянно чувствует себя бесправным и при этом у нас не поддерживается инициатива студентов, когда он приходит и спрашивает - а можно ли мне на какую-то программу обучения, а можно ли мне на какой-то курс. Тоже самое на себе чувствовала. Есть страх, что тебя накажут за инициативу и что ты не такой хороший, и с чего ты взял, что тебя куда-то возьмут. Это все тормозит написание мотивационного письма, а ведь это не самый сложный документ - не так сложно написать почему тебя что-то волнует, почему ты хочешь куда то поехать - это те вещи, которые люди знают. Кроме того, мешает воспитанный российской системой образования формализм, из-за него кажется, что нужно написать какой-то формальнй документ с определенными фразами, и при этом такой подход к мотивационному письму не работает.

  • Расскажешь, как ты помогаешь это преодолевать?

  • Информация, которую я даю конечно помогает, но наверное это не самое главное, что получают мои студенты и клиенты. Самое главное - это уверенность в своих силах и понимание, что студенты имеют право на развитие своих стремлений и интересов. Именно это ощущение веры в себя получают студенты после проходжения моего онлайн-курса. Если человек приходит ко мне на личную консультацию, то обычно мы с ним недели за 2 готовим документы и тут происходят не такие глобальные изменения в голове у человека по сравнению с онлайн-курсом. Но даже и за это время студенты получают понимание основных моментов в подготовке заявок и могут после консультации делать это самостоятельно и успешно.

  • А как ты перешла от этого к популяризации науку?

  • Научно популярный проект появился независимо. Мне была давно интересна эта тема, потому что это часть деятельность ученого - делиться знаниями. Поэтому еще когда я жила в России я писала научно-популярные статьи. Потом я приехала в Германию и стала смотреть - что там есть такого. В России в то время это направление хорошо развивалось, а в Германии наоборот. У меня есть своя не очень радостная гипотеза по этому поводу. Мне кажется, что в странах, где не очень хорошо с реальной наукой обычно хорошо с научной популяризацией. Людям хочется что-то делать с наукой, но в институте это сопряжено с рядом сложностей, а заниматься популяризацией это легче реализовать - нужно меньше денег. В Мюнхене я посмотрела проекты - на английском не было проектов, но я нашла ребят, которые хотели организовывать фестиваль Pint of Science. В Mоскве сейчас тоже есть отделение этого проекта, это международный фестиваль где ученые выступают с лекциями в барах. Мне кажется, что в России сейчас этим никого не увидишь. И я присоединилась к ним, мы сделали вместе мероприятие и мне стало понятно, что мне интересна не только популяризация науки, мне интересно мероприятия организовывать. И поэтому постепенно стала интересоваться что еще бывает, и в апреле 2017 группа ребят провезла 15х4 в Мюнхене, я к ним присоединилась.

  • 15х4 это проект украинского происхождения, который теперь уже не только русскоязычный. Мы были первым городом, который провел мероприятие на английском языке. Первые 4 ивента в Мюнхене были на русском. Потом мы решили, что на русском у нас ограниченная аудитория и очень своеобразная, а на английском у нас благоприятная почва в Мюнхене, потому что это город экспатов из разных стран, и не все из них владеют немецким на достойном уровне, но при этом многие из них это люди с высшим образованием и им интересна наука. Сейчас есть в Тарту отделение которое тоже делает мероприятия на английском.

https://admin.leader-id.ru/upload/file/get/123be8/" style="width: 2048px; height: 1261px;" />
  • Есть ли запрос на масштабирование у тебя лично или у команды?

  • С одной стороны 15х4 это международное движение. И нашей команде тоже хочется чтобы в Германии таких мероприятий было больше, но для нас сейчас не первоочередная задача, потому что у нас сейчас активно происходит масштабирование в городе и мы, прежде всего, хотим стабилизировать мюнхенский бранч. За последний год сильно выросло количество гостей и нам сейчас надо искать площадку побольше.

  • Вика, скажи за счет чего это получилось?Благодаря пиару, сарафанному радио, социальных медиа? Какой инструмент продвижения сработал в итоге?

  • Я думаю, что сарафанное радио в значительной степени. Наш пиар заключался в том, что у нас есть страничка на фб и мы активно туда что-то постим, но это отдельно никаких плодов не принесет. Никакого платного продвижения и рекламы мы не делали. и мне кажется, что мы очень выросли за счет того, что люди друг другу рекомендуют наши мероприятия. У нас очень качественные лекции, в которые мы вкладываем много сил, и наши зрители ценят результат этих усилий.

  • Наша аудитория очень требовательна к контенту. Что в твоем понимании качественно подготовленная лекция. как ты к тому подходишь?

  • Для нас подготовленная лекция значит, что она в первую очередь интересная и понятная для широкой аудитории, то есть мы со спикером работаем над темой для начала. Тема должна быть научная и еще это должно быть чем-то не банальным. Мы руководствуемся тем, что нет тем, которые сложно объяснить, все зависит от того как объяснять. У нас были довольно сложные темы, например, про генную терапию или про мозговые органоиды, это маленькие подобия мозгов, которые можно вырастить в лаборатории и использовать в экспериментах. Мы очень много времени тратим на подготовку лекции, начинаем готовить ее за месяц и минимум 3 раза прогоняем ее со спикером. Лекции 15 минутные. Мы следим за тем как человек объясняет, какие он использует слова, стараемся убрать количество жаргонных слов. Если он ученый, то он используют слова к которым привык, но большинство людей не знает что это такое и мы обсуждаем как найти аналогии, обсуждаем визуальный материал. Мы помогаем опустить лишние детали, чтобы зритель понял основные принципы. Честно скажу, что не знаю другого способа кроме как репетировать, причем, даже если лектор опытный, новую лекцию нужно каждый раз с нуля готовить.

  • А сколько человек в команде сейчас?

  • Сейчас 6 человек - основные организаторы и в нашей дополненной команде порядка 30 человек. Они помогают с отдельными задачами или помогают на мероприятиях. У нас постепенно такое сформировалось разделение ролей в основной команде: есть человек, который отвечает за спикеров - занимается их поиском и координацией, есть тот, кто отвечает за волонтеров, есть тот, кто занимается ведением соц.сетей. В 2019 мы хотим сделать летом особенное мероприятие - фестиваль на улице, вот есть отдельный человек который за это отвечает. Я занимаюсь координацией всех, помогаю в формулировке глобальных целей и слежу чтобы у нас были регулярные встречи.

  • Есть ли у вас записи лекций и трансляции?

  • Да, конечно. Мы делаем акцент на аудитории которая приходит очно, но будем очень рады транслировать наши лекции в других городах! Сейчас мы уже делаеи онлайн-трнасляции всех мероприятий на нашей страничке в фейсбуке.

Полезные ссылки:

  1. Страничка лектория 15*4 в Мюнхене: https://www.facebook.com/15x4munich/

  2. Youtube - канал лектория: https://www.youtube.com/channel/UCdYIq_Qa_XsQ7bqbokjVsvw

  3. Присоединиться к движению стажеров Молодых профессионалов и подать анкету на стажировку в АСИ: https://leader-id.ru/poll/internship/

Ссылки проект Виктории, посвященный научной карьере: