Точка кипения как инструмент работы с сообществами

26 декабря 2018 г.

Что такое сообщество?

Сообщества - это  высоко-связанная группа людей, разделяющих общий интерес или ожидания, принимающих участие в неформальном принятии решений. Сообщество - это живая структура, способная меняется, они  создают пространства, адаптируют среду, формируют ее под себя.

Первая Точка кипения появилась после Форсайт-флота 2013 года, когда сложившееся сообщество искало постоянно - действующую площадку для продолжения коммуникаций.  У этих людей уже был свой образ будущего, и их новым этапом стал запуск совместных проектов. Поэтому Точка кипения это одновременно про “пиковые” форматы встречи людей - рассказать себе о достижениях и планах по “захвату мира”, не привлекая внимания санитаров, и про потоковую коммуникацию - реализация проектов и программ развития.

Точки кипения предоставляют пространство, инструменты, сервисы и форматы работы с сообществами в регионе, городе и стране, позволяющие амбициозным лидерам не просто говорить о будущем, а создавать его и приближать. В сообществах аккумулированы практики горизонтального и сетевого взаимодействия людей, что является основой кооперативной культуры и построения взаимовыгодного партнерства без дополнительной финансовой мотивации участников.

Новая задача Точек кипения -  концентрировать внимание и человеческий капитал на приоритетных национальных задачах и глобальных вызовах, что позволяет бороться за глобальное лидерство в выбранных приоритетных направлениях, в т.ч. технологических (например, в рамках Национальной технологической инициативы). Мы должны способствовать развитию экосистем, запускающих  мышление людей о будущем.

Если региональная команда создает пространство как проект, то пространство “умирает” вместе с завершением проекта. Команда в первую очередь должна понимать какую новую полезную функцию несет Точка кипения в регионе. При переходе на уровень персонализированной работы с сообществами и активистами, не всегда получается найти компетенции, синергию и условия для реализации проектов и идей в одном регионе, поэтому у нас есть сеть. Сеть позволяет добиться бо́льших результатов от работы, например, развитие стартапов, запуск проектов, расширение рынков для идей или продаж, обмен ресурсами и связями. Роль Точки кипения для лидеров в том, чтобы несмотря занятость они имели возможность стать смысловыми центрами сотрудничества и развития.

Распространенной ошибкой является открытие пространства Точки со своими знакомыми для своего сообщества, логичнее договариваться с представителями других сообществ, именно на пересечении появляется новое, обновляется состав людей и их представлений, проектов, связей и т.д. Если проекты слишком масштабны для небольшой команды, «Точка кипения» помогает усилить команду количественно и качественно.  Представим, что есть перспективная идея, в АСИ есть рабочая группа, но рынок и правила действий на нем еще не сформированы. Если хочется серьезно консолидировать сообщество, надо провести форум, начать обсуждение.

Гудач Юлия: В Точке кипения есть возможность посмотреть на сложную проблему с разных, это сторон порождает задачи принципиально другого уровня, дает основание увидеть тему в объеме, дополнить контекстами, очистить от эмоций и “вымыть факты перед едой”, принять решение об изменении, объединить ресурсы и учесть интересы отдельных игроков. Управление знаниями в сети - вызов 2019 года для нас, этот процесс предстоит организовать, автоматизировать - перевести в сервисы, и сделать нормой работы сети. Рост коллективного IQ, если хотите :)

Павел Лукша: Практика - это различные проявления результаты того, что вы там в будущем увидели в виде карт будущего. Наполнение этих карт проектами -  есть такое конкретное привлечение видение будущего и здесь мы можем друг с другом договориться зачем это всё делаем потому что пока вы делаете свой проект.

Чтобы сеть жила, в ней должны появляться личные истории, профессиональные траектории и их неожиданные сочетания.

Реакция и так идет, но есть куча людей, которые находятся в зоне перехода - их нужно вовлечь в процесс, они ждут возможности, но пока боятся. Они приходят в точку со своими идеями, и они хотят внедрится во что-то. ТК - это функция интеграции, государственные органы власть сложны в коммуникации. Поэтому командам стоит работать с экосистемой, ее создавать и развивать.

  1. Первый этап жизни сообщества Точки  - запуск и формирование начать вырабатывать общее будущее

  2. Учиться работать как сообщество сообществ, порождая прототипы новых деятельностей

  3. Вырастить экосистемы, которые способны порождать системное решение. а этом этапе мы говорим, вот мы находимся на этапе. Критическое требование этапа -  научиться работать со знаниями в своем собственном пространстве, накапливая опыт совместной продуктивной организации: какие форматы работают какие не работают, где сообщества собираются/не собираются, дальше, собирая естественно по возможности разные артефакты- накапливать архивы, видеоархивы, фотоархивы.

Очень часто Точку Кипения воспринимают в сухом формате, технологичном, технократичном, но на самом деле пространство должно становиться живым местом, где людям хорошо находиться. Это очень важно не терять и кроме того, точно так же, как есть коммуникативный формат, помогающий нам запускать деятельность кооперацию, есть коммуникативные форматы и практики, которые позволяют оживлять, собирать, вдохновлять.

Кирилл Соловейчик:   Если в небольших городах открытие «Точки кипения» — заметное событие, то в Петербурге надо очень постараться, чтобы стать заметным: очень много площадок и научных центров, вокруг которых уже сформировались сообщества. Я считаю, что наше преимущество — именно в составе участников. Здесь собираются люди с разными профессиональными компетенциями и опытом. Через несколько месяцев после открытия на площадке «Точки кипения» уже не хватало свободных мест.

Кирилл Игнатьев: Сейчас сообщество региональных «Точек кипения» выросло — пора его сегментировать, руководствуясь полученным опытом и знанием. На новом этапе мы переходим к «кастомизации» программы: пусть мероприятия будут не такими многочисленными, но под каждое мы будем формировать специализированную аудиторию, с учетом ее потребности в информации и единомышленниках.  Например, если какая-то группа людей, познакомившись с новыми смыслами, с профессиями будущего, готова сделать новый бизнес-проект, мы постараемся собрать таких людей в «Точке кипения», пока они не выйдут на рынок, не откроют свой офис и не начнут самостоятельную работу.

Остались вопросы? Напишите в чат-бот в ВКонтакте, Telegram, Facebook