Пропуск в лифт

«Птичий язык» в описании вакансий помогает отсеять лишних кандидатов и найти своих. Рассуждаем и с аргументами доказываем, что это миф.

У нас возник спор, насколько оправдан птичий язык в вакансиях. Понятно, если мы ищем дизайнера, он должен знать, что такое UX, но, если нужен администратор или руководитель, насколько уместны формулировки «инфраструктурные проекты», «сбор цифрового следа», «потенциал системной упаковки» или «визионерское мышление»? Что думает посетитель, читая описания, изложенные сухим офисным языком с обилием канцеляризмов?

На ресурсах Платформы каждый день появляются новые вакансии. Какую реакцию и от кого мы хотим на них получать? Ведь те, кто придет на эти рабочие места, будут делать очень конкретные практические вещи: привлекать людей в Точки кипения, строить партнерскую сеть, развивать новые проекты.

Есть аргумент, что формулировки на птичьем языке — это фильтр, который позволяет отличить своих, найти тех, с кем ты на одной волне, нанять людей, которые смогут сразу влиться в систему. Эта идея не лишена логики и остроумия — кто не мечтал нанять сотрудника, который начнет работать с первого дня в полную силу без лишних объяснений и адаптации.

Есть несколько сложностей:

  1. Многие умные соискатели с подходящими навыками увидят в описании ровно ту мысль, которая туда заложена: это история для своих, для тех, кто понял внутренний язык. А остальные — массовка, чтобы придать поиску статус объективности, в то время как решение уже принято. Никто не любит быть массовкой, и эти соискатели просто не откликнутся на такие позиции.

  2. Почти каждая вакансия Платформы и партнеров — социальный лифт, возможность для талантливых людей попробовать себя там, где естественным путем они никогда бы не оказались. Есть стимул сразиться за право возглавить новый проект в Москве. История для своих сразу перестает быть лифтом: если человек уже внутри системы и готов работать, он и так найдет, где себя применить.

  3. При таком подходе преимущество получают люди с развитой склонностью к мимикрии, те, чей главный навык — быстро проходить фильтр «свой — чужой». По законам нейробиологии, такие кандидаты вызывают у работодателя умиротворение и нежелание критически оценивать навыки соискателя. Но конфетно-букетный период пройдет, и выяснится, что приятного чувства «будто сто лет знакомы» недостаточно, надо еще и работать.

Птичий язык доносит до пользователя массу сообщений, кроме истинного: нам на самом деле нужны люди, способные взять на себя новые проекты. А многие не пойдут, потому что решат, что «визионерское мышление» — работа для маниловых, «инфраструктурные проекты» — позиция для теоретиков, а «работа в режиме жесткого тайминга» обещает годы работы там, где нельзя сказать простую мысль простым языком.

Особенно забавно получается, когда в вакансии написано, что нужен сотрудник с высокой способностью к обучению. А из вакансии видно, что работодатели не предполагают за кандидатом способности выучить десяток внутренних терминов за первый час работы.