«Ламповый» бизнес

Ту самую атмосферу на техновечеринках создают световые инсталляции. Степан Григорян мастерит огромные светящиеся головы на рельсах, пирамиды из светодиодных трубок и цветы-гиганты.

В 2011 году я начал декорировать детские утренники, а сегодня украшаю световыми инсталляциями крупные ночные клубы столицы и выставляюсь в музеях. Но мне хочется, чтобы любимое дело приносило прибыль, поэтому последние несколько лет я учусь быть бизнесменом.

Найти призвание

Идея заниматься световыми декорациями возникла еще в 2006 году, когда я учился на первом курсе факультета звукорежиссуры в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания. В вузе было много творческих заданий, для которых нужно было мастерить что-то руками. Помню, курсовую по теме «Автопортрет» я решил сделать из игрушечных домиков и других трехмерных объектов. Курсовая очень понравилась нашему декану, и я получил за нее «отлично». Я понял, что у меня получается создавать объекты искусства руками, и я хочу этим заниматься.

Во время учебы я познакомился с диджеем, который организовывал вечеринки. Ему нужна была помощь с оформлением ночного клуба, и он позвал меня. Он подсказал мне идею флуоресцентных декораций, которые светятся яркими цветами, когда на них попадает свет. Я нарисовал несколько эскизов, мои идеи понравились, и я начал над ними работать.

Моей первой инсталляцией был куб из пластиковых трубок, которые я покрасил в черный цвет и обмотал флуоресцентными нитками. Нитки создавали дополнительный объем фигуры. На идею куба меня вдохновила геометрия города: блоки домов, антенны, дороги. Это был мой первый проект для частной вечеринки в московском клубе «Звук». Куб стал центральной инсталляцией — его повесили над танцполом. На вечеринке было всего человек пятьдесят, гонорар небольшой, но мне было просто интересно попробовать. В тот момент у меня уже сложилось представление о том, в каком направлении мне нужно двигаться — я хотел создавать объемные декорации, соединить свет и звук. Так я понял, что буду заниматься световым дизайном.

Однако я ощущал недостаток художественного образования, не знал, как перенести идеи из головы на листок. Мне не хватало объемно-пространственного мышления, понимания принципов колористики и композиции. Поэтому я решил оставить университет и поступить в художественный вуз. Я изучил программы нескольких вузов и выбрал специальность «дизайн среды» в Московском художественно-промышленном институте, потому что там было направление, связанное с декорациями.

Разработать технологию

Поступив на 1-й курс в 2011 году, я начал крутиться среди художников и дизайнеров. Это была та самая творческая среда, которая мне была нужна. Я получал необходимые знания по композиции, очень полюбил рисунок и живопись. Можно сказать, ходил в институт ради них.

Там же я познакомился с ребятами, которые делали большие корпоративные вечеринки. Вместе с ними я декорировал дни рождения, театральные постановки и различные корпоративы. Тогда в основном я делал звезды: на каркас натягивал расписанную флуоресцентными красками ткань, и этими декорациями — от 10 до 20 звезд — украшал помещение. Каркасы кочевали с праздника на праздник, менялась только ткань. Одним из первых моих проектов стала серия детских праздников на Рублевке. Такими праздниками я занимался примерно два года.

Одна из моих первых работ

Периодически попадались и более интересные заказы. Например, световыми инсталляциями в виде звезд я украсил клуб «Пирамида» в Казани на вечеринке «Sensation», а также корпоратив для компании BOSH в 2011 году.

Я проводил много времени, оттачивая технологию. Разрабатывал прототип за прототипом, усовершенствовал внешний и внутренний вид инсталляций. Очень радовался, когда удалось добиться отсутствия люфтов.

Я настолько погрузился в творчество, что идеи появлялись сами собой. Напротив моего дома был магазин, где продавали искусственные цветы. И у меня в голове появился образ — декоративные цветы, которые раскрывают лепестки и светятся в такт музыке. Но это было гораздо более сложной задачей, чем я решал до этого, и я буквально не понимал, с чего начать.

«И у меня в голове появился образ — декоративные цветы, которые раскрывают лепестки и светятся в такт музыке»

Так я решил перейти от создания флуоресцентных декораций, которые просто отражают свет, к светодинамичным, которые бы светились так, как я их программировал. Основной моей задачей было начинить декорации светодиодами изнутри. У меня уже были стальные каркасы и тканевые натяжные основы — оставалось проложить провода внутри пластиковых трубок. Я закупил светодиодные ленты — гибкие и узкие, начиненные в ряд маленькими светодиодными огнями, и китайские контроллеры — платы управления, где спаивались провода.

Конкретного представления о том, что именно я хочу получить, у меня не было — все решения приходили по ходу экспериментов. Я обнаружил, что светодиоды сильно просвечивают сквозь ткань и рябят в глазах. Тогда я нашел очень простой и бюджетный способ, как мягко рассеять свет: я обернул светодиодную ленту в пузырчатую пленку, которую нашел на строительной свалке, а всю конструкцию обклеил сверху малярным скотчем. Получился прямо световой меч джедая!

У меня был знакомый инженер-технолог, который мог подсказать какие-то инженерные решения, но я совсем не знал, какие бывают материалы, какие у них возможности. Тогда мой сосед посоветовал: «Поезжай в

Выяснилось, что мне нужно научиться сварке — я поехал в «Дом Книги» и закупил всю нужную литературу, чтобы она всегда была под рукой. Первые версии разваливались, я начинал все заново, и постепенно начало получаться.

Собираем в мастерской основу для будущей инсталляции

Стало очевидно, что моя комната уже не подходит для такого рода экспериментов, и я арендовал гараж. Я мог торчать там целыми днями, вообще не замечал времени, пока варил детали и соединял провода. Я начал относиться к этому как к своему ремеслу, но мыслей о создании бизнеса у меня тогда не было.

Искать деньги и клиентов

Единственной проблемой была нехватка денег на детали для декораций. Оформительский бизнес — сезонный, он зависит от заказов, которые то есть, то нет. Поэтому тех денег, которые я зарабатывал своими инсталляциями, мне не хватало.

Я начал подрабатывать веб-дизайнером на фрилансе: создавал сайты и логотипы, обрабатывал фотографии. Таким образом зарабатывал от 50 до 100 тысяч рублей на крупном проекте, в месяц делал в среднем по два проекта. На эти деньги я покупал детали — транзисторы, драйверы, соединители проводов и т.д. Благо, к тому времени уже появился Aliexpress, и я почти все стал заказывать из Китая, это оказалось намного дешевле.

Но клиентов было немного, а мне нужно было как-то покрывать расходы. Поэтому я брал потребительские кредиты или занимал у друзей. Я брал деньги под конкретные проекты, а отдавал отработки.

Клиенты приходили ко мне через сарафанное радио или через объявления на «Авито». В основном это были разовые заказы на частные вечеринки. В общем, я понял, что мне нужно искать крупных клиентов. Я загуглил ивент- и маркетинговые агентства и начал заниматься холодным обзвоном. К сожалению, отклик составлял лишь 2–5% от всех моих звонков. Но в целом за год я нашел где-то 20 клиентов. Так я вышел на компанию Sila Sveta, клуб Arma 17, дизайн-завод «Флакон».

Найти свою нишу

Мне повезло участвовать в серии вечеринок Arma 17. Это промоутерская группа, которая занималась организацией техно-вечеринок в одноименном московском клубе на Курской. Я принял участие в семи вечеринках, но особенно мне запомнилась последняя — в честь закрытия клуба. Мы смастерили гигантскую светящуюся голову и установили ее на рельсы. Голова раздвигалась на две половины перед выступлением артиста на сцене. Саму голову делала другая компания — это была декорация из пенопласта. А моей задачей было настроить электронику так, чтобы голова двигалась по рельсам и светилась синхронно. Хотя финансово проект не был оправдан, для меня он был важен, потому что работал на мое имя.

Инсталляция «Решето» на вечеринке для Arma 17. Световая инсталляция из двух перфорированных пластин, которые, вращаясь в разные стороны, проецируют фантастические узоры

Вообще клубная ниша — одна из тех, в которой мне нравится развиваться. Я сделал проекты для таких знаменитых московских клубов, как Icon и Gazgolder. В Icon для вечеринки Fantom de Luvr я сделал пирамиду из светодиодных труб, которая стояла в центре сцены и притягивала к себе все внимание. А в клубе Gazgolder я установил инсталляцию, которую назвал «Цветок жизни». Он тоже состоял из светодиодных трубок, которые переливались разными цветами.

Инсталляция «Цветок жизни» в клубе Gazgolder

Для меня вся эта культура вечеринок — это такой элемент «мягкой силы». Это отличная площадка для экспериментов, здесь можно продвигать любой продукт, не используя для этого прямую рекламу. Если людям нравятся твои инсталляции — они их снимают на фото и видео и постят в соцсетях — это хорошая реклама.

На таких вечеринках легко заводить нужные знакомства, ведь здесь тусуются все — дизайнеры, диджеи, музыканты, организаторы и молодые стартаперы. Вообще я понял, что для ведения бизнеса постоянно нужно быть в тусовке и много общаться. Никто о тебе не узнает, даже если у тебя гениальный проект. Больше половины твоего успеха — это нужные знакомства.

«Для ведения бизнеса нужно постоянно быть в тусовке и много общаться. Никто о тебе не узнает, даже если у тебя гениальный проект. Больше половины твоего успеха — это нужные знакомства»

Так, например, через знакомых двоюродного брата я попал на ежегодный фестиваль техно-музыки ChillOutPlanet, который проходит в 400 км от Москвы под открытым небом. Это был интересный опыт — конструкцию мы монтировали семь дней в диких условиях, в глухом лесу. Для этого фестиваля я сделал светящиеся цветы-гиганты — они стояли кольцом вокруг танцпола и раскрывали лепестки в такт музыке. Смотрелось очень эффектно! Я участвовал в этом фестивале два года подряд, но понял, что туда надо ехать за идею, а не за деньги, поэтому решил сфокусироваться на более коммерческих мероприятиях.

Цветы-гиганты для фестиваля ChillOutPlanet ночью...
...и днем

Скоро мне надоели однотипные праздники, и захотелось двигаться дальше. К тому же меня стало больше интересовать инженерное устройство инсталляций, а мой вуз уже не мог мне этого дать. Поэтому я доучился до 3-го курса и ушел из института.

Поучаствовать в крупном проекте

Самым масштабным своим проектом я считаю участие в международном фестивале «Круг света» в 2014 году. Кстати, я нашел его через холодный обзвон. Просто позвонил в компанию ETC Russia, которая в том году выиграла тендер на организацию фестиваля, и сказал, что занимаюсь световым дизайном. Меня попросили прислать проект, а потом утвердили его. Так я стал участником «Круга света».

Свои инсталляции для фестиваля я делал в гараже с друзьями из института. Это были огромные, высотой 5 метров, «киберцветы» со светящимися бутонами. Они выполняли функцию маяка — указывали путь к центральной аллее. «Киберцветы» меняли цвет, циклично открывались и закрывались. Управлялись они автоматически, через пульт. К сожалению, в последующие годы управляющая компания фестиваля сменилась, и мне не удалось договориться о дальнейшем сотрудничестве.

Инсталляция «Киберцветы» для фестиваля «Круг света — 2014» на ВДНХ

Одним из недавних успешных проектов стала инсталляция для ресторана Ketch Up на Кузнецком мосту. Я сделал им систему динамического освещения потолка. Это гигантская люстра во весь потолок длиной 12 метров, способная воспроизводить миллион разных световых режимов. Это как пианино, на котором можно сыграть любое произведение.

Я спроектировал эту люстру на компьютере и отправил чертежи на производство. А установкой светодиодов и электроники занимался сам. Днем потолок выполняет функцию обычной лампы, а вечером превращается в часть клубного интерьера. Мне этот проект показался технически слишком легким — просто много запрограммированных лампочек. Я не ожидал, что это кого-то удивит, но до сих мне приходит много позитивных отзывов.

Проект для ресторана Ketch Up на Кузнецком мосту. Люстра меняет световые режимы, выстраивая свет лампочек в определенный узор

Собрать команду и открыть бизнес

Меня всегда поддерживали мои родные. Не препятствовали моему творчеству, терпели, что я постоянно пропадал в гараже, помогали и физически, и даже материально.

Друзей мои идеи тоже заинтересовали, и первая команда состояла из моих одногруппников и старого друга из школы. Они помогали мне по строительной части, мы вместе собирали сложные конструкции. Сначала это была работа исключительно за идею, и поэтому команда не просуществовала долго — от силы четыре года. Потом у меня с друзьями стали расходиться взгляды на дело: они хотели продвинуть свои идеи, стали претендовать на соавторство, началось перетягивание одеяла... Мне пришлось распустить команду, но это позволило сохранить с ними дружеские отношения, что, я считаю, не менее важно.

Чтобы начать зарабатывать, мне нужно было освободить больше времени на поиск клиентов. Поэтому я поставил цель — набрать команду профессионалов. Мониторил группы «ВКонтакте» и объявления на «Авито» — искал нужных мне людей. Так в моей команде появилось трое новых участников: два программиста, выпускники технических вузов, и графический дизайнер, закончивший тот же институт, где учился я. Еще я нанял логистов, и процесс получения деталей сразу ускорился.

Я понял, что пришло время делать свой бизнес и в 2018 году зарегистрировал ИП. Так появился проект Artov Design.

К большому сожалению, мой проект почти за 10 лет существования так и не перерос в крупную компанию. У нас нет офиса, мы работаем в коворкингах, таких как «Точка кипения». Но у меня есть идея, в которой я убежден: чтобы быть привлекательным для заказчика, нужно выглядеть, будто ты — крупная компания, даже если работаешь в одиночку. Тогда и отношение к тебе будет соответствующее. Важны даже такие мелочи, как название сайта и адрес корпоративной почты. Они должны легко запоминаться и четко отражать суть компании. Я сейчас двигаюсь в этом направлении: разработал новый сайт с понятным интерфейсом, зарегистрировал корпоративную почту с соответствующим сайту названием. Единственная проблема пока в недостатке рекламы.

Я пока только учусь быть бизнесменом, поэтому недавно устроился менеджером в стартап в сфере фаст-фуда. Это помогает быть ближе к продюсерам и узнавать тонкости ведения бизнеса. Мне интересно здесь работать, а мой директор — опытный бизнесмен, и я у него учусь.

«Иногда нужно уехать за тысячи километров, чтобы узнать, что цель намного ближе, чем думал»

Сейчас я стараюсь чаще бывать в таких местах, как «Сколково» и «Точка кипения». Здесь много возможностей для знакомств и поиска будущих партнеров. О «Точке кипения» я узнал совершенно случайно, во время поездки в Ухту в 2018 году. Меня зацепила сама идея проекта, и оказалось, что филиал «Точки» есть и в Москве. Представляете, иногда нужно уехать за тысячи километров, чтобы узнать, что цель намного ближе, чем думал. Я хожу в «Котел идей», на лекции по развитию собственного дела и личностные тренинги — это помогает мне понять, как продвигать бизнес.

Не забывать об искусстве и двигаться дальше

Я считаю, что успех будет, когда будет прибыль. Сейчас я, к сожалению, работаю в ноль. За 2018 год на моем проекте мне удалось заработать 500 тысяч рублей. Для сравнения, в 2016 году эта цифра была 1,5 миллиона рублей. Я объясняю этот спад тем, что поменял стратегию и решил заниматься искусством. Чтобы сфокусироваться на одном деле, пришлось отказаться от выполнения некоторых заказов. Ведь в первую очередь я считаю себя художником.

Помимо клубов и всяких корпоративов, мои световые инсталляции экспонировались в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Обманчивая реальность», в Музее Москвы на выставке SMiT Space, а недавно я разместил свою инсталляцию в виде ДНК-структуры в арт-центре «Мутабор».

ДНК-скульптура для арт-центра «Мутабор»

В этом году я вышел в финал конкурса молодых художников NOVA ART со скульптурой «Крипто Фловер», но отказался от участия, чтобы сохранить авторские права над своим проектом. Так что я продолжаю заниматься искусством и свои инсталляции рассматриваю как произведения искусства, но все еще считаю, что из этого вполне можно сделать бизнес.

Сейчас меня интересуют интерактивные проекты. Я просмотрел множество роликов на YouTube и прочитал кучу статей в интернете, чтобы понять, как они работают.

Недавно мы с командой опробовали наш экспериментальный продукт — «Око». По сути, это зеркало, начиненное датчиками и камерой видеонаблюдения. Это пока наш единственный продукт, где мы применили технологии нейросетей: зеркало может распознавать эмоции, благодаря загруженной в него базе фотографий.

Это сложный проект, над ним работает команда из 4 программистов, которые разбираются в нейросетях. Думаю, что за этим проектом большое будущее, и у нас появится много инсталляций, использующих этот принцип.

«Робоцветы», которые с помощью нейросетей реагируют на эмоции человека

Взяла интервью и написала статью для Read Антонина Кофтункина, студентка 3 курса факультета журналистики РГГУ, участница программы стажировок Платформы НТИ.