Социальное наставничество. Картирование ролей в программе наставничества. Создание индивидуальных маршрутов наставляемых, наставников, тьюторов, кураторов
14 декабря 2019, с 17:00 до 19:00
Организатор начнет принимать заявки с 14 декабря в 16:00
Уже идут:
О мероприятии
Формирование и развитие сообщества на базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов, организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с расширением зоны свободы и ответственности. Цель проекта: формирование тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной жизненной ситуации). Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ социального наставничества для общества; нехватка ресурсов.
Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный характер,предлагают нестандартный взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах наставничества:
1. Освоение территориальными группами участников средств индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий, развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели "ребенок-ребенку").
2. Освоение территориальными группами участников средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников, использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа, балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).
3. Освоение территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к презентации своего опыта и подготовке последователей).
4. Формирование межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных программ наставничества.
Проект реализуется на основе методологии:
1) индивидуализации в социальной сфере (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),
2) теория человеческого капитала;
3) стандартизации (международный подход, направленный на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),
4) методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы: планирование-выполнение-проверка-корректировка).
Предложена форма "школы", 3 триместра: "Самореализация", "Самоорганизация", "Лидерство".
Проблемы, на которые направлен проект, выявлены нами на основе анализа международных и российских практик, опыта реализации лидерских межрегиональных проектов социального наставничества в 2016-2019 гг. при поддержке Агентства стратегических инициатив и Фонда президентских грантов через:
- опросы участников, сбор и анализ статистических данных (пример отчета: https://drive.google.com/drive/folders/1QJiM5e79ZwuK2YMASsNhvVDBT7YwmIhY);
- анализ региональных кейсов (например, оцифровано в рамках цикла вебинаров: http://wp.worldtutors.ru/wppage/cikl-vebinarov-mb/);
- проведение тематических очных и онлайн фокус- групп (https://www.youtube.com/watch?v=i0Gdp6wEvqM, https://www.youtube.com/watch?v=3- zCI39iBx0),
- интервью с экспертами (отчет об интервью, проведенных в мае-июне 2019 г.: https://drive.google.com/drive/folders/1q-SFVz3jmijNCVBXUVV89X8bDxibr67l).
Программы социального наставничества обычно предполагают выход благополучателя из программы по окончании заданного цикла работы с наставником, до 100% выпускников программы не возвращаются к сотрудничеству с программой в течение первого года после ее окончания. Наблюдается выгорание наставников, тьюторов, организаторов; до 60% локальных координаторов ощущают недостаток материального и нематериального поощрения.
Наставляемые зачастую желают продолжить общение с наставником (от 40% до 80%), в т.ч. ищут нового, в связи с переездом, переходом из школы в колледж. Также в соцнаставничестве не хватает "рук" и "голосов" (волонтеров, амбассадоров). При этом местные сообщества слабо информированы о возможностях помочь программам и, напротив, созданных ими ресурсах.
Ожидаемый эффект проекта:
- объединение, поддержка, повышение мотивации различных категорий участников наставничества;
- популяризация, распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность, низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс счастья" лиц в ТЖС;
- более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС (наличие жизненных целей, трудоустройство и др.);
- увеличение "жизненного цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции (наставник, тьютор и др.);
- совершенствование практики нематериальной мотивации наставников;
- развитие стандартов надлежащих социальных практик;
- развитие межрегионального сотрудничества;
- развитие межсекторного партнерства в территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, образование, наука, добровольчество);
- международная интеграция российских практик наставничества; развитие средств автоматизированного управления и мониторинга социальных программ.
Срок реализации проекта: до конца 2020 года.
С использованием грaнта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских гранта, «"Наши голоса". Школа развития детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества», заявка № 19-2-018839.
Контакты
Адрес
Зал
Go Global
Организаторы
Для СМИ
Чередилина Мария Юрьевна
Возможности для стартапов и команд
Мы собрали больше 400 предложений, которые помогут в развитии вашего технологического стартапа на любой стадии от идеи до готового продукта