Социальное наставничество. Картирование ролей в программе наставничества. Создание индивидуальных маршрутов наставляемых, наставников, тьюторов, кураторов

Волонтёрство Дети Инновации Развитие продуктов

Москва, Точка кипения - Москва

14 декабря 2019, с 17:00 до 19:00

Image
Уже идут:
Нестерова Антонина
Битюцких Елена ВалерьевнаСеуткина Инна Владиславовна
Черниговцев Александр Алексеевич
и еще5

О мероприятии

Формирование и развитие сообщества на
базе уже организованной деятельности по наставничеству детей и молодежи в
трудной жизненной ситуации — это многоуровневый процесс долгосрочного
вовлечения участников (наставляемых, выпускников, наставников, тьюторов,
организаторов) в деятельное самоопределение в социально активной среде с
расширением зоны свободы и ответственности. Цель проекта: формирование
тиражируемой модели развития детско-взрослых сообществ на базе социальных
программ наставничества (на примере наставничества для лиц 8-35 лет в трудной
жизненной ситуации). Проблематика с учетом целевых аудиторий: выученная
потребительская позиция наставляемых; отсутствие условий капитализации
приобретенных наставляемыми качеств и компетенций; быстрое выгорание
наставников-волонтеров, тьюторов и организаторов; закрытость программ
социального наставничества для общества; нехватка ресурсов.

Решаемые задачи имеют прорывной, инновационный
характер,предлагают нестандартный
взгляд на базовые социальные и образовательные отношения в программах
наставничества:

1. Освоение территориальными группами участников средств
индивидуализации в программах наставничества (составление индивидуальных
маршрутов участников, обеспечение переходов из позиции в позицию, развитие
проектной деятельности наставляемых, организация образовательных событий,
развитие многоуровневого и эстафетного наставничества, в т.ч. по модели
"ребенок-ребенку").

2. Освоение территориальными группами участников
средств горизонтального управления в программах наставничества (вовлечение
наставляемых в управление программой, организация деятельности клуба выпускников,
использование методов групповой исследовательской работы (фокус-группа,
балинтовская группа), управление при помощи мобильного приложения).

3. Освоение
территориальными группами участников лидерской позиции в развитии стандартов
социального наставничества (практики-"локомотивы", готовые к
презентации своего опыта и подготовке последователей).

4. Формирование
межрегиональной методической базы тиражируемой модели развития детско-взрослых
сообществ на базе социальных программ наставничества.

Проект реализуется на
основе методологии:

1) индивидуализации в социальной сфере (научная база,
созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),

2) теория
человеческого капитала;

3) стандартизации (международный подход, направленный
на развитие стандартов надлежащих, или доказательных, социальных практик),

4)
методология PDCA ("цикл Деминга", включает фазы:
планирование-выполнение-проверка-корректировка).

Предложена форма
"школы", 3 триместра: "Самореализация",
"Самоорганизация", "Лидерство".

Проблемы, на которые направлен проект, выявлены нами на основе
анализа международных и российских практик, опыта реализации лидерских
межрегиональных проектов социального наставничества в 2016-2019 гг. при поддержке
Агентства стратегических инициатив и Фонда президентских грантов через:

-
опросы участников, сбор и анализ статистических данных (пример отчета:
https://drive.google.com/drive/folders/1QJiM5e79ZwuK2YMASsNhvVDBT7YwmIhY);

-
анализ региональных кейсов (например, оцифровано в рамках цикла вебинаров: http://wp.worldtutors.ru/wppage/cikl-vebinarov-mb/);

- проведение тематических очных и
онлайн фокус- групп (https://www.youtube.com/watch?v=i0Gdp6wEvqM, https://www.youtube.com/watch?v=3- zCI39iBx0),

- интервью с экспертами
(отчет об интервью, проведенных в мае-июне 2019 г.:
https://drive.google.com/drive/folders/1q-SFVz3jmijNCVBXUVV89X8bDxibr67l).

Программы социального наставничества обычно предполагают выход благополучателя из программы по
окончании заданного цикла работы с наставником, до 100% выпускников программы не
возвращаются к сотрудничеству с программой в течение первого года после ее
окончания. Наблюдается выгорание наставников, тьюторов, организаторов;
до 60% локальных координаторов ощущают недостаток материального и нематериального
поощрения.

Наставляемые зачастую желают продолжить общение с наставником (от
40% до 80%), в т.ч. ищут нового, в связи с переездом, переходом из школы в
колледж. Также в соцнаставничестве не хватает "рук" и "голосов"
(волонтеров, амбассадоров). При этом местные
сообщества слабо информированы
о возможностях помочь программам и, напротив, созданных ими ресурсах.

Ожидаемый
эффект проекта:

- объединение, поддержка, повышение
мотивации различных категорий участников наставничества;

- популяризация,
распространение наставничества как инструмента, предупреждающего безнадзорность,
низкую учебную успеваемость, правонарушения, безработицу, низкий "индекс
счастья" лиц в ТЖС;

- более успешная социальная интеграция лиц в ТЖС
(наличие жизненных целей, трудоустройство и др.);

- увеличение "жизненного
цикла" волонтера социально-ориентированных проектов до нескольких лет за
счет удовлетворения его потребностей, предоставления права выбора позиции
(наставник, тьютор и др.);

- совершенствование практики нематериальной мотивации
наставников;

- развитие стандартов надлежащих социальных практик;

- развитие
межрегионального сотрудничества;

- развитие межсекторного партнерства в
территориях (власть, бизнес, образование, соц.поддержка, образование, наука,
добровольчество);

- международная интеграция российских практик наставничества;
развитие средств автоматизированного управления и мониторинга социальных программ.

Срок реализации проекта: до конца 2020 года.

С
использованием грa
нта Президента Российской Федерации
на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских гранта,
«"Наши голоса". Школа развития
детско-взрослых сообществ на базе программ социального наставничества», заявка
№ 19-2-018839.

Контакты

Организаторы

Для СМИ

Чередилина Мария Юрьевна

Еще мероприятия