Цикл лекций профессора Гродненского государственного университета им. Янки Купалы Нечухрина Александра Николаевича

Образование

Онлайн при поддержке Точка кипения - Мининский университет Нижний Новгород

8 декабря 2020, с 15:30 до 18:30

Image

Трансляция пройдет на платформе

Zoom

Для подключения может потребоваться установить приложение на ваше устройство

Уже участвуют:
Сморкалова Анна ЕвгеньевнаГришина Анна ВикторовнаБелова Екатерина Евгеньевна
и еще44

О мероприятии

Лекция 1. Позитивистская методология
истории: основные элементы.(8
декабря 2020г.
15.30-17.00)

Структура
позитивистской парадигмы истории. Круг российских историков позитивистского
направления 60-х г. XIX – начала XX в. Особенности социально-политических
воззрений российских либеральных ученых Гносеологический оптимизм и объективизм
позитивистской историографии, её соответствие нормам «классической науки».
Поиск исторических законов. Органическое и факторное понимание истории. Теория
прогресса. Культ «факта». Совершенствование техники исторического
исследования.

«Основные вопросы философии истории» Н.И.
Кареева – первая крупная попытка создания научной методологии истории. Связь
Кареева с русской «субъективной школой» в социологии. Обоснование специфики
исторического познания. Классификация наук. Предмет истории и социологии.
Наличие «субъективного элемента» в социальном факте и в научной истории. Метод
истории. Связь истории и современности. Объективность истории и оценка. Теория
прогресса. Факторный подход к прошлому.

Лекция 2. Кризис историографии конца
XIX – начала ХХ вв. «Критический позитивизм» в России. Р.Ю. Виппер. (8
декабря 2020г.
17.00-18.30)

Формирование
методологии истории в конце XIX в. – закономерный итог развития научных знаний.
Методологический кризис в исторической науке в конце XIX – начале ХХ в. Смены в
духовной культуре и кризис в историографии. Преобразование стиля научного
мышления и установление неклассического природоведения. Махизм. Методологизация
научно-исторического мышления и формирование методологических концепций.

Формирование
методологии истории «критического позитивизма» в российской историографии
начала ХХ в. Основные представители методология истории Р.Ю. Виппера. Проблема
специфики исторического познания в понимании Виппера. Соотношение истории и
современности. Историческая наука как система «мысленных разрезов». Проблема
исторического факта в интерпретации Виппера. Теория исторического процесса,
критика теории прогресса.

Лекция 3. Историческое познание и
современность. (10
декабря 2020г.
15.30-17.00)

Особенности
познавательных идеалов в различных группах наук. Качественное совпадение
субъекта и объекта познания в истории и проблема объективности. Особенности
объекта исторического изучения. Незавершенность истории как процесса и как
предмета исследования. Общество – субъект-объект, социальное познание – самопознание
общества. Особенности познавательной деятельности в исторической науке.
Реконструктивный характер познания в истории. Эксперимент в истории.
Ретроспективный характер исторического познания. Проблема коммуникабельности
культур. Определение активности субъекта познания задачами практической жизни
современности. Историческая наука –
продукт творческого опыта, практической мысли. Современность –
системообразующий элемент в развитии исторической науки. Незавершенность
исторического образа. Сложности в изучении современной истории. Познавательное
значение опыта современности для углубленного понимания прошлого. Роль
мировоззрения в историческом творчестве. Оценочный характер исторического
суждения. Категориальный аппарат историка. Проблема модернизации и архаизации
прошлого. Роль нравственных качеств исследователя в достижении исторической
объективности. Значение исторического опыта для современности. Исторический
опыт – составная часть общественного сознания. Исторический опыт и национальное
самосознание общества. Связь и различие истории и идеологии. Значение
исторических знаний для государственной политики. Политическая и научная
актуальность.

Еще мероприятия