503780

Проектно-игровой семинар «Предпринимательское исследование» #АП-2024

АП

Онлайн

24 октября, с 00:00 до 23:30 по Московскому времени

Регистрация закончится через 104 дня

Регистрация закончится через 104 дня
Image

О мероприятии


Практика в образовательном формате

В образовательной практике принято выделять три типа обучающих программ. Одни дают знания, другие закрепляют конкретный навык, третьи работают с компетенциями: помогают освоить определенный тип мышления, научиться работать с тем или иным классом ситуаций.

Задача программы — сформировать предпринимательское мышление, которое необходимо для работы в инновационном пространстве.

Здесь возникает фундаментальная проблема: теоретически такое мышление не ставится — оно формируется только практически. Но интегрировать предпринимательскую практику внутрь образовательного процесса невозможно: реальную экономику с ее сложными процессами не поместить в пространство бизнес-школы. Как же в таком случае разворачивать недостающие компетенции и предпринимательский способ мышления в образовании для бизнеса?

Постановка компетенций плюс диагностика

Для чего он нужен?

Помимо постановки мышления и проработки собственных способов действия, игра также является хорошим диагностическим инструментом. Она позволяет предпринимателю быстро обнаруживать собственные дефициты, неэффективные способы мышления, схемы и шаблоны действия, которые не дают ему выйти в следующий масштаб.

В программе используются игры, которые специально сконструированы под предпринимательскую деятельность.

Бизнес-игры с открытым сценарием

Игры, которые мы предлагаем участникам программы, конструируются с учетом следующих принципов.

Подход Free Play Games и полисценарность

В бизнесе используются два вида игр. Первый, более распространенный и широко известный, — игры-симуляторы. Их базовая механика заключается в том, что для игры моделируется ситуация в некоторой индустрии, при этом набор ролей и моделей, заложенных в сюжете, за время игры не меняется.

Для предпринимателей мы используем игры другого типа — игры с открытым сюжетом Free Play Games. Такие игры полисценарны: внутри заложена схема устройства того или иного рынка, но куда развернется этот рынок, каким он станет, зависит только от действий самих участников. Они могут создавать для себя новые роли, вводить новые предметы, игровые сюжеты, то есть достраивать игру.

Это совпадает с тем, как действует предприниматель: он не работает в заданной системе координат, а находит способ изменения ситуации. Такая позиция в игровой терминологии называется GameChanger, она является базовой компетенцией для новой экономики. Предприниматель должен уметь просчитывать возможные сценарии развития рынка, видеть стратегии ключевых игроков и предлагать свои «правила игры».

Формирование helicopter view

В игре мы прорисовываем схему рынка, выявляем все типы участников, представленных на нем, определяем способы их взаимодействия. Так появляется возможность увидеть рынок с разных сторон: поставщика, покупателя, регулятора, игрока смежного рынка и так далее.

Это очень важная интеллектуальная операция: находясь внутри, будучи участником рынка, ты не видишь всей картины целиком. А в игре формируется helicopter view: предприниматель начинает воспринимать рынок как единое целое, учится видеть его в определенном временно́м разрезе, временно́м масштабе. Есть поговорка «За деревьями леса не видно». Игра, если продолжить эту метафору, как раз дает возможность «увидеть лес».

Из этого формируется способность замечать разные сценарии будущего устройства рынка и понимать, как он может измениться, а это мощный инструмент для создания предпринимательских инноваций.

Конкурентность

Игра становится для них вызовом: способны ли они обыграть равных себе?

Игровое пространство только кажется безопасным, несерьезным. Однако в нем существует реальный риск проиграть в конкуренции такому же предпринимателю, как и ты сам. Этот риск и является источником проработки собственного способа мышления и способов принятия решений.

Сложные задания и групповая рефлексия

Сама по себе игра не имеет цели — она самоценна. Чтобы использовать ее как инструмент и получить реальный образовательный эффект от этого формата, мы строим игровые модули из трех элементов.

1. Установка

Задания на развитие предпринимательских компетенций отличаются для разных уровней, которые осваивают участники программы.

Например, на одной игре задание — поставить собственные цели и достичь их, на другой — выиграть. И если в первом случае нужно собирать вокруг себя какие-то ресурсы, то во втором важнее оглядеться по сторонам и увидеть, кто во что играет, какие стратегии у других участников, — это выход в предпринимательскую позицию, на уровень стратегии. Есть и игра, построенная по принципу GameChanger. Задача участников в ней — перейти из одних стартовых условий, предложенных игротехником, в другие. Эта схема моделирует предпринимательскую акцию в реальном бизнесе, когда управляющий собственник компании разворачивает собственную игру поверх тех правил, что уже сформировались на отраслевом рынке.

2. Игровой процесс

Игры для программы подбираются специально под аудиторию, под те типы ситуаций и условия рынка, в которых находятся «практиканты». При этом мы не делаем привязку к изначальному бэкграунду, с которым приходят участники. Это общий принцип программы — понимание схем, ситуаций, бизнес-моделей вне зависимости от того, на какой материал (рынок) оно обращено. Но мы всегда пытаемся сохранить интригу и интересный сюжет, поэтому в основном заходим с индустрий, которые знакомы каждому, например, ретейла.

Пакет игр регулярно обновляется. Так, недавно добавились игры, связанные с экосистемными компаниями и их работой с крупнейшими представителями индустрии. Процесс сборки экосистем сейчас затрагивает многих участников рынка, и, поучаствовав в нем в формате игры, предприниматели совершенно иначе начинают понимать свое место внутри этого процесса.

3. Рефлексия

Заключительный этап — разбор того, что происходило во время игры. На нем участники начинают понимать, какие ошибки сделали в игре и как повторяют их в жизни: не учитывают какие-то факторы, не видят ситуацию в большем масштабе, становятся заложниками операционной работы. В процессе рефлексии «практиканты» пытаются понять, какие способы действия и мышления мешают им быть успешными в предпринимательской деятельности, а какие, наоборот, способствуют успеху.

Для каждой игры разработана карта позиций и компетенций, которые должны или могут быть проявлены в процессе, а для рефлексии — система вопросов. Но игра — это взаимный процесс развития, в котором мы находимся вместе с нашими участниками.

Контакты

Организаторы

Бурова Елена Игоревна

Еще мероприятия