«Ламповый» бизнес
Ту самую атмосферу на техновечеринках создают световые инсталляции. Степан Григорян мастерит огромные светящиеся головы на рельсах, пирамиды из светодиодных трубок и цветы-гиганты.
В 2011 году я начал декорировать детские утренники, а сегодня украшаю световыми инсталляциями крупные ночные клубы столицы и выставляюсь в музеях. Но мне хочется, чтобы любимое дело приносило прибыль, поэтому последние несколько лет я учусь быть бизнесменом.
Найти призвание
Идея заниматься световыми декорациями возникла еще в 2006 году, когда я учился на первом курсе факультета звукорежиссуры в Гуманитарном институте телевидения и радиовещания. В вузе было много творческих заданий, для которых нужно было мастерить что-то руками. Помню, курсовую по теме «Автопортрет» я решил сделать из игрушечных домиков и других трехмерных объектов. Курсовая очень понравилась нашему декану, и я получил за нее «отлично». Я понял, что у меня получается создавать объекты искусства руками, и я хочу этим заниматься.
Во время учебы я познакомился с диджеем, который организовывал вечеринки. Ему нужна была помощь с оформлением ночного клуба, и он позвал меня. Он подсказал мне идею флуоресцентных декораций, которые светятся яркими цветами, когда на них попадает свет. Я нарисовал несколько эскизов, мои идеи понравились, и я начал над ними работать.
Моей первой инсталляцией был куб из пластиковых трубок, которые я покрасил в черный цвет и обмотал флуоресцентными нитками. Нитки создавали дополнительный объем фигуры. На идею куба меня вдохновила геометрия города: блоки домов, антенны, дороги. Это был мой первый проект для частной вечеринки в московском клубе «Звук». Куб стал центральной инсталляцией — его повесили над танцполом. На вечеринке было всего человек пятьдесят, гонорар небольшой, но мне было просто интересно попробовать. В тот момент у меня уже сложилось представление о том, в каком направлении мне нужно двигаться — я хотел создавать объемные декорации, соединить свет и звук. Так я понял, что буду заниматься световым дизайном.
Однако я ощущал недостаток художественного образования, не знал, как перенести идеи из головы на листок. Мне не хватало объемно-пространственного мышления, понимания принципов колористики и композиции. Поэтому я решил оставить университет и поступить в художественный вуз. Я изучил программы нескольких вузов и выбрал специальность «дизайн среды» в Московском художественно-промышленном институте, потому что там было направление, связанное с декорациями.
Разработать технологию
Поступив на 1-й курс в 2011 году, я начал крутиться среди художников и дизайнеров. Это была та самая творческая среда, которая мне была нужна. Я получал необходимые знания по композиции, очень полюбил рисунок и живопись. Можно сказать, ходил в институт ради них.
Там же я познакомился с ребятами, которые делали большие корпоративные вечеринки. Вместе с ними я декорировал дни рождения, театральные постановки и различные корпоративы. Тогда в основном я делал звезды: на каркас натягивал расписанную флуоресцентными красками ткань, и этими декорациями — от 10 до 20 звезд — украшал помещение. Каркасы кочевали с праздника на праздник, менялась только ткань. Одним из первых моих проектов стала серия детских праздников на Рублевке. Такими праздниками я занимался примерно два года.
Периодически попадались и более интересные заказы. Например, световыми инсталляциями в виде звезд я украсил клуб «Пирамида» в Казани на вечеринке «Sensation», а также корпоратив для компании BOSH в 2011 году.
Я проводил много времени, оттачивая технологию. Разрабатывал прототип за прототипом, усовершенствовал внешний и внутренний вид инсталляций. Очень радовался, когда удалось добиться отсутствия люфтов.
Я настолько погрузился в творчество, что идеи появлялись сами собой. Напротив моего дома был магазин, где продавали искусственные цветы. И у меня в голове появился образ — декоративные цветы, которые раскрывают лепестки и светятся в такт музыке. Но это было гораздо более сложной задачей, чем я решал до этого, и я буквально не понимал, с чего начать.
Так я решил перейти от создания флуоресцентных декораций, которые просто отражают свет, к светодинамичным, которые бы светились так, как я их программировал. Основной моей задачей было начинить декорации светодиодами изнутри. У меня уже были стальные каркасы и тканевые натяжные основы — оставалось проложить провода внутри пластиковых трубок. Я закупил светодиодные ленты — гибкие и узкие, начиненные в ряд маленькими светодиодными огнями, и китайские контроллеры — платы управления, где спаивались провода.
Конкретного представления о том, что именно я хочу получить, у меня не было — все решения приходили по ходу экспериментов. Я обнаружил, что светодиоды сильно просвечивают сквозь ткань и рябят в глазах. Тогда я нашел очень простой и бюджетный способ, как мягко рассеять свет: я обернул светодиодную ленту в пузырчатую пленку, которую нашел на строительной свалке, а всю конструкцию обклеил сверху малярным скотчем. Получился прямо световой меч джедая!
У меня был знакомый инженер-технолог, который мог подсказать какие-то инженерные решения, но я совсем не знал, какие бывают материалы, какие у них возможности. Тогда мой сосед посоветовал: «Поезжай в
Выяснилось, что мне нужно научиться сварке — я поехал в «Дом Книги» и закупил всю нужную литературу, чтобы она всегда была под рукой. Первые версии разваливались, я начинал все заново, и постепенно начало получаться.
Стало очевидно, что моя комната уже не подходит для такого рода экспериментов, и я арендовал гараж. Я мог торчать там целыми днями, вообще не замечал времени, пока варил детали и соединял провода. Я начал относиться к этому как к своему ремеслу, но мыслей о создании бизнеса у меня тогда не было.
Искать деньги и клиентов
Единственной проблемой была нехватка денег на детали для декораций. Оформительский бизнес — сезонный, он зависит от заказов, которые то есть, то нет. Поэтому тех денег, которые я зарабатывал своими инсталляциями, мне не хватало.
Я начал подрабатывать веб-дизайнером на фрилансе: создавал сайты и логотипы, обрабатывал фотографии. Таким образом зарабатывал от 50 до 100 тысяч рублей на крупном проекте, в месяц делал в среднем по два проекта. На эти деньги я покупал детали — транзисторы, драйверы, соединители проводов и т.д. Благо, к тому времени уже появился Aliexpress, и я почти все стал заказывать из Китая, это оказалось намного дешевле.
Но клиентов было немного, а мне нужно было как-то покрывать расходы. Поэтому я брал потребительские кредиты или занимал у друзей. Я брал деньги под конкретные проекты, а отдавал отработки.
Клиенты приходили ко мне через сарафанное радио или через объявления на «Авито». В основном это были разовые заказы на частные вечеринки. В общем, я понял, что мне нужно искать крупных клиентов. Я загуглил ивент- и маркетинговые агентства и начал заниматься холодным обзвоном. К сожалению, отклик составлял лишь 2–5% от всех моих звонков. Но в целом за год я нашел где-то 20 клиентов. Так я вышел на компанию Sila Sveta, клуб Arma 17, дизайн-завод «Флакон».
Найти свою нишу
Мне повезло участвовать в серии вечеринок Arma 17. Это промоутерская группа, которая занималась организацией техно-вечеринок в одноименном московском клубе на Курской. Я принял участие в семи вечеринках, но особенно мне запомнилась последняя — в честь закрытия клуба. Мы смастерили гигантскую светящуюся голову и установили ее на рельсы. Голова раздвигалась на две половины перед выступлением артиста на сцене. Саму голову делала другая компания — это была декорация из пенопласта. А моей задачей было настроить электронику так, чтобы голова двигалась по рельсам и светилась синхронно. Хотя финансово проект не был оправдан, для меня он был важен, потому что работал на мое имя.
Вообще клубная ниша — одна из тех, в которой мне нравится развиваться. Я сделал проекты для таких знаменитых московских клубов, как Icon и Gazgolder. В Icon для вечеринки Fantom de Luvr я сделал пирамиду из светодиодных труб, которая стояла в центре сцены и притягивала к себе все внимание. А в клубе Gazgolder я установил инсталляцию, которую назвал «Цветок жизни». Он тоже состоял из светодиодных трубок, которые переливались разными цветами.
Для меня вся эта культура вечеринок — это такой элемент «мягкой силы». Это отличная площадка для экспериментов, здесь можно продвигать любой продукт, не используя для этого прямую рекламу. Если людям нравятся твои инсталляции — они их снимают на фото и видео и постят в соцсетях — это хорошая реклама.
На таких вечеринках легко заводить нужные знакомства, ведь здесь тусуются все — дизайнеры, диджеи, музыканты, организаторы и молодые стартаперы. Вообще я понял, что для ведения бизнеса постоянно нужно быть в тусовке и много общаться. Никто о тебе не узнает, даже если у тебя гениальный проект. Больше половины твоего успеха — это нужные знакомства.
Так, например, через знакомых двоюродного брата я попал на ежегодный фестиваль техно-музыки ChillOutPlanet, который проходит в 400 км от Москвы под открытым небом. Это был интересный опыт — конструкцию мы монтировали семь дней в диких условиях, в глухом лесу. Для этого фестиваля я сделал светящиеся цветы-гиганты — они стояли кольцом вокруг танцпола и раскрывали лепестки в такт музыке. Смотрелось очень эффектно! Я участвовал в этом фестивале два года подряд, но понял, что туда надо ехать за идею, а не за деньги, поэтому решил сфокусироваться на более коммерческих мероприятиях.
Скоро мне надоели однотипные праздники, и захотелось двигаться дальше. К тому же меня стало больше интересовать инженерное устройство инсталляций, а мой вуз уже не мог мне этого дать. Поэтому я доучился до 3-го курса и ушел из института.
Поучаствовать в крупном проекте
Самым масштабным своим проектом я считаю участие в международном фестивале «Круг света» в 2014 году. Кстати, я нашел его через холодный обзвон. Просто позвонил в компанию ETC Russia, которая в том году выиграла тендер на организацию фестиваля, и сказал, что занимаюсь световым дизайном. Меня попросили прислать проект, а потом утвердили его. Так я стал участником «Круга света».
Свои инсталляции для фестиваля я делал в гараже с друзьями из института. Это были огромные, высотой 5 метров, «киберцветы» со светящимися бутонами. Они выполняли функцию маяка — указывали путь к центральной аллее. «Киберцветы» меняли цвет, циклично открывались и закрывались. Управлялись они автоматически, через пульт. К сожалению, в последующие годы управляющая компания фестиваля сменилась, и мне не удалось договориться о дальнейшем сотрудничестве.
Одним из недавних успешных проектов стала инсталляция для ресторана Ketch Up на Кузнецком мосту. Я сделал им систему динамического освещения потолка. Это гигантская люстра во весь потолок длиной 12 метров, способная воспроизводить миллион разных световых режимов. Это как пианино, на котором можно сыграть любое произведение.
Я спроектировал эту люстру на компьютере и отправил чертежи на производство. А установкой светодиодов и электроники занимался сам. Днем потолок выполняет функцию обычной лампы, а вечером превращается в часть клубного интерьера. Мне этот проект показался технически слишком легким — просто много запрограммированных лампочек. Я не ожидал, что это кого-то удивит, но до сих мне приходит много позитивных отзывов.
Собрать команду и открыть бизнес
Меня всегда поддерживали мои родные. Не препятствовали моему творчеству, терпели, что я постоянно пропадал в гараже, помогали и физически, и даже материально.
Друзей мои идеи тоже заинтересовали, и первая команда состояла из моих одногруппников и старого друга из школы. Они помогали мне по строительной части, мы вместе собирали сложные конструкции. Сначала это была работа исключительно за идею, и поэтому команда не просуществовала долго — от силы четыре года. Потом у меня с друзьями стали расходиться взгляды на дело: они хотели продвинуть свои идеи, стали претендовать на соавторство, началось перетягивание одеяла... Мне пришлось распустить команду, но это позволило сохранить с ними дружеские отношения, что, я считаю, не менее важно.
Чтобы начать зарабатывать, мне нужно было освободить больше времени на поиск клиентов. Поэтому я поставил цель — набрать команду профессионалов. Мониторил группы «ВКонтакте» и объявления на «Авито» — искал нужных мне людей. Так в моей команде появилось трое новых участников: два программиста, выпускники технических вузов, и графический дизайнер, закончивший тот же институт, где учился я. Еще я нанял логистов, и процесс получения деталей сразу ускорился.
Я понял, что пришло время делать свой бизнес и в 2018 году зарегистрировал ИП. Так появился проект Artov Design.
К большому сожалению, мой проект почти за 10 лет существования так и не перерос в крупную компанию. У нас нет офиса, мы работаем в коворкингах, таких как «Точка кипения». Но у меня есть идея, в которой я убежден: чтобы быть привлекательным для заказчика, нужно выглядеть, будто ты — крупная компания, даже если работаешь в одиночку. Тогда и отношение к тебе будет соответствующее. Важны даже такие мелочи, как название сайта и адрес корпоративной почты. Они должны легко запоминаться и четко отражать суть компании. Я сейчас двигаюсь в этом направлении: разработал новый сайт с понятным интерфейсом, зарегистрировал корпоративную почту с соответствующим сайту названием. Единственная проблема пока в недостатке рекламы.
Я пока только учусь быть бизнесменом, поэтому недавно устроился менеджером в стартап в сфере фаст-фуда. Это помогает быть ближе к продюсерам и узнавать тонкости ведения бизнеса. Мне интересно здесь работать, а мой директор — опытный бизнесмен, и я у него учусь.
Сейчас я стараюсь чаще бывать в таких местах, как «Сколково» и «Точка кипения». Здесь много возможностей для знакомств и поиска будущих партнеров. О «Точке кипения» я узнал совершенно случайно, во время поездки в Ухту в 2018 году. Меня зацепила сама идея проекта, и оказалось, что филиал «Точки» есть и в Москве. Представляете, иногда нужно уехать за тысячи километров, чтобы узнать, что цель намного ближе, чем думал. Я хожу в «Котел идей», на лекции по развитию собственного дела и личностные тренинги — это помогает мне понять, как продвигать бизнес.
Не забывать об искусстве и двигаться дальше
Я считаю, что успех будет, когда будет прибыль. Сейчас я, к сожалению, работаю в ноль. За 2018 год на моем проекте мне удалось заработать 500 тысяч рублей. Для сравнения, в 2016 году эта цифра была 1,5 миллиона рублей. Я объясняю этот спад тем, что поменял стратегию и решил заниматься искусством. Чтобы сфокусироваться на одном деле, пришлось отказаться от выполнения некоторых заказов. Ведь в первую очередь я считаю себя художником.
Помимо клубов и всяких корпоративов, мои световые инсталляции экспонировались в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Обманчивая реальность», в Музее Москвы на выставке SMiT Space, а недавно я разместил свою инсталляцию в виде ДНК-структуры в арт-центре «Мутабор».
В этом году я вышел в финал конкурса молодых художников NOVA ART со скульптурой «Крипто Фловер», но отказался от участия, чтобы сохранить авторские права над своим проектом. Так что я продолжаю заниматься искусством и свои инсталляции рассматриваю как произведения искусства, но все еще считаю, что из этого вполне можно сделать бизнес.
Сейчас меня интересуют интерактивные проекты. Я просмотрел множество роликов на YouTube и прочитал кучу статей в интернете, чтобы понять, как они работают.
Недавно мы с командой опробовали наш экспериментальный продукт — «Око». По сути, это зеркало, начиненное датчиками и камерой видеонаблюдения. Это пока наш единственный продукт, где мы применили технологии нейросетей: зеркало может распознавать эмоции, благодаря загруженной в него базе фотографий.
Это сложный проект, над ним работает команда из 4 программистов, которые разбираются в нейросетях. Думаю, что за этим проектом большое будущее, и у нас появится много инсталляций, использующих этот принцип.
Взяла интервью и написала статью для Read Антонина Кофтункина, студентка 3 курса факультета журналистики РГГУ, участница программы стажировок Платформы НТИ.