Полезное «ДНО»
В Орехово-Зуеве водители бесплатно помогают друг другу. А еще делятся дорожными новостями и публикуют фото авто, которые мешают другим. Это все «ДНО».
Слово «дно» вызывает в голове неприятные образы. И действительно, на страничке с этим названием во ВКонтакте публикуют много плохого: вот кто-то угнал машину с трехлетним ребенком внутри, где-то «газель» улетела в кювет, кто-то сбил человека… На деле паблик «ДНО» — нечто большее, чем копилка дорожных новостей.
Сегодня я помогу тебе, а завтра ты мне
История проекта «ДНО: дорожные новости Орехово-Зуево» началась, когда его создатель Максим Кирюнин понял, что многим людям в городе нужна помощь и поддержка на дорогах. «Я ехал мимо и увидел девушку, которая стояла у капота своей старенькой
Этот случай сильно тронул Максима, и 10 мая 2017 года он создал паблик во ВКонтакте, где любой местный автовладелец может попросить помощи: завести машину, поменять колесо, зарядить аккумулятор. Эти услуги люди оказывают друг другу бесплатно.
«ДНО» — это сообщество автомобилистов Орехово-Зуева, которые понимают: необязательно иметь знакомых в автосервисе или самому в этом разбираться — можно просто попросить. Принцип «Сегодня я тебе помогу, а завтра ты мне» лег в основу деятельности группы с первого дня ее существования.
Один мужчина ехал с ребенком и попал в беду: у автомобиля ВАЗ 2115 оборвался ремень ГРМ. Помогли сотрудники ДПС, к которым мужчина подошел, не рассчитывая на помощь. Один из них попросил водителя стоявшей неподалеку фуры довезти автомобиль на тросе до объездной дороги.
Уже в пути водитель «пятнашки» прислал сообщение в группу «ДНО» с просьбой помочь добраться до орехово-зуевского автосервиса. Откликнулись сразу несколько человек. Кто-то даже привез на объездную ремень ГРМ и попытался заменить его. В итоге машину отремонтировали в Орехово-Зуеве за час. Работа и ремень стоили 3,5 тысячи рублей — в придорожном сервисе они обошлись бы почти вдвое дороже.
Максим хотел, чтобы помощь приходила сразу, а для этого нужно, чтобы просьбы о помощи появлялись в паблике очень быстро. Однако он понимал: если разрешить людям писать что угодно, будет хаос. Поэтому сначала он сам просматривал все сообщения, а затем нанял людей, которые круглые сутки модерируют и публикуют самое важное: просьбы о помощи и предупреждения о возможных проблемах на дороге. «Чтобы администраторам было проще работать, я подключил специальный модуль, который присылает админам сообщения, как только в группу поступила какая-то новость».
Максим уверен: люди помогают друг другу не только напрямую, но и своим мнением. Если водитель паркуется, загораживая единственный вход на детскую площадку, жители сделают ему замечание, а если он не реагирует, пришлют фото машины в группу. После этого человек перестает парковаться у площадки, потому что не хочет, чтобы весь город знал о его проступке.
Чтобы не прослыть доносчиком и ябедой, в группе можно сделать публикацию анонимно. Но этой возможностью пользуются редко: люди знают, что здесь их поддержат, решат проблему и найдут обидчика, поэтому пишут от своего имени.
Интернет-СМИ о проблемах на дорогах
Скоро стало понятно, что помощь на дорогах — это не только «прикурить» аккумулятор или заменить колесо. В городе каждый день случаются дорожные события разного масштаба: пробки, строительство, нововведения, ДТП. Появился контент: видео с регистраторов, фотографии автохамов, сообщения о негорящих фонарях и сломанных дорожных знаках. Все эти наблюдения и заметки Максим публиковал в группе.
Работа Максима не ограничивается только публикациями новостей и предупреждений. Он активно помогает людям: ездит и снимает видео, чтобы разъяснить непонятную ситуацию на дороге, собирает деньги на новую машину для инвалида, организует акции и флешмобы, участвует в конкурсах и сам их проводит. И обо всем этом пишет в группе.
Каждый год «ДНО» проводит флешмоб «Засветись!». Его цель — защитить людей от опасности на дороге в темное время суток. Люди, у которых нет машины, не всегда понимают, что ребенка в темной одежде на переходе просто не видно. Благодаря подобным акциям люди начинают серьезнее относиться к проблеме.
Максим решил раздать светоотражающие значки и наклейки как можно большему количеству детей и родителей. «Я хочу сделать светоотражающие наклейки, значки и брелоки популярными среди детей. Чтобы это не было обязаловкой, а дети сами хотели их иметь, меняться и носить на одежде. Как раньше играли во вкладыши или
Когда флешмоб проходил впервые, Максим разместил в группе «ДНО» рекламу компаний-партнеров, которые за это приобрели сотни светоотражающих элементов на 54 000 рублей. Другая компания, организатор фаер-шоу «Фестиваль огня», согласилась предоставить площадку для флешмоба — тоже в обмен на публикацию в группе.
«Мы бесплатно раздавали светоотражающие значки и наклейки, обклеивали ими коляски, рюкзаки и куртки людей. Тут же фотографировали детей и показывали родителям, как в темноте их ребенок светится, а значит — становится заметным водителю. Некоторые взрослые брали эти наклейки домой. Всего раздали 800 штук, из них 300 — детям».
«Оцифрованное» государство
Очевидно, что не все проблемы пешеходов и водителей можно решить силами граждан. Чтобы поставить знак, заделать яму в асфальте или осветить улицу, нужна помощь государственных органов. К счастью, они сами нашли Максима.
Первым этапом было ГИБДД. Новый начальник инспекции Андрей Алексеев пригласил руководителя «ДНА» к себе, чтобы познакомиться и пообщаться с теми, кто формирует общественное мнение. «Он сказал: мне нужны все СМИ, отцы церкви и блогеры. Он не знал, что в Орехове нет блогеров, есть только я. Тогда в группе было 1500 подписчиков» — вспоминает Максим.
Пообщавшись с Максимом, в ГИБДД поняли, что Максим и его сообщество не просто критикуют дорожную ситуацию, а приносят реальную пользу городу. На вопрос начальника «Чего ты хочешь?» Максим ответил: «Сделать город безопаснее». Так между ним и ГИБДД стали складываться хорошие, доверительные отношения.
«Особенности города таковы, что здесь много хулиганов и блатных. В Орехово-Зуеве работают законы неформального общения и авторитетов, процветает неуважение к власти. И как в этом городе можно было что-то построить? Но мы построили».
Заработало все благодаря тому, что власть стала «оцифрованной» — Максим называет так людей, которые умело пользуются цифровыми средствами общения, анализа и донесения информации.
По инициативе Максима в ГИБДД Орехово-Зуева появился отдельный смартфон, на который можно прислать фотографию или видео потенциально опасной ситуации. Например, если увидели, как пьяный человек садится за руль.
Телефон лежит у дежурного, в нем есть популярные мессенджеры и диктофон. «Есть неофициальное распоряжение в первую очередь отрабатывать такие сообщения. Все знают, что этот номер есть только у подписчиков проекта, и бред писать они не будут», — уверяет Максим.
Выход к администрации
Однажды начальник ГИБДД предложил Максиму войти в Комиссию по безопасности дорожного движения — в таких совещательных органах могут участвовать представители общественности. Максим вспоминает, как, оказавшись на комиссии впервые, «тихо сидел в уголочке», пока чиновники не обратились к нему с вопросом, о каких проблемах он хотел бы рассказать.
Тогда представители администрации попросили Максима регулярно участвовать в комиссиях, чтобы рассказывать о том, чего они по какой-то причине еще не заметили или не знают. «И с тех пор, если государство не видит какую-то проблему, я собираю факты и подписи, чтобы передать их на комиссию».
Познакомившись с администрацией, Максим получил номера телефонов представителей разных департаментов: ЖКХ, аварийщиков, дорожных служб. Теперь он может напрямую звонить и писать тем, кто решает проблемы города.
К примеру, в городе воруют крышки люков и сдают их на металлобазу. Максим скидывает нужным людям фотографию открытого люка, а в ответ ему присылают сообщение с фото, на котором к месту уже приехала аварийная служба, люк огородили и там безопасно.
Раньше
Нужно было дозвониться по номеру 112, назвать свои данные, включая паспортные. Потом сведения передавались по цепочке, пока не доходили до ответственных людей. На решение проблемы уходили сутки.
Сейчас
Максим напрямую отправляет фото со смартфона — и через два часа меры уже приняты.
«Дошло уже до того, что я решаю проблему с вывозом мусора», — смеется Максим. Граждане Орехово-Зуева видят в нем своего человека, который знает, по какому номеру позвонить и что сказать, чтобы проблема была решена.
Группа «ДНО» как альтернатива «Доброделу»
Чтобы оперативно реагировать на проблемы людей, в Московской области создали Центр управления регионами. 80 сотрудников ежедневно обрабатывают сотни сообщений по горячей линии, из отраслевых систем и даже из соцсетей — для этого у ЦУРа есть боты, реагирующие на ключевые слова.
«Если в нашей группе написать
Но еще до ЦУРа в области появился «Добродел» — официальный портал правительства Московской области. В сервисе любой житель Подмосковья без бумажной волокиты может обратиться к администрации за решением проблем, будь то яма на детской площадке или некомпетентность врача в поликлинике.
Максим утверждает, что благодаря сотрудничеству с администрацией группа «ДНО» решает проблемы быстрее «Добродела». Подписчики проекта просто фотографируют нарушения и неполадки на дорогах, выкладывают фото в группу, а Максим направляет их в администрацию. К примеру, в одном из районов неправильно установили знаки рядом с лежачим полицейским. В группе появились видеозаписи об этом — заявку приняли прямо из соцсети ВКонтакте, а потом отчитались о перестановке знаков.
Другой пример — с мигающими светофорами Т7, которые устанавливают на нерегулируемых перекрестках. Светофоры работают на солнечных батареях. К зиме аккумуляторы в них износились, и светофоры во всем городе погасли. Один внимательный житель Орехово-Зуева предложил эту новость к публикации, а Максим, разумеется, ее одобрил.
Власть общественности
На вопрос, как Максиму удается поддерживать хорошие отношения с администрацией и добиваться нужных решений, он отвечает: «Мне кажется, в городе собралась команда молодых и современных лидеров, которые готовы что-то менять». Наверное, доверие к Максиму вызвано и тем, что он помогает городу бескорыстно и бесплатно. «Есть просто Максим, который ничего не просит взамен, так давайте не будем ему мешать» — так, по мнению руководителя паблика, думают в администрации.
Конечно, вряд ли Максиму удалось бы добиться успеха, не будь у него такого большого количества сторонников. Сегодня «ДНО» — самый большой паблик региона. Из 232 тысяч жителей Орехово-Зуевского городского округа 40 тысяч состоят в паблике «ДНО»: 18 тысяч подписчиков в Инстаграме и 26 — во ВКонтакте.
По оценке Максима, возраст основного числа подписчиков — 25—35 лет. Большинство из них автовладельцы. Больше 400 подписчиков добровольно стали «дружинниками» проекта — они помогают Максиму, сигнализируя о нарушениях и потенциально опасных ситуациях в городе. На таких машинах есть фирменная наклейка с логотипом «ДНО».
В администрации знают Максима как эксперта в дорожных делах. И хотя его исследования не имеют официального статуса, к нему прислушиваются даже «федералы»: «Я прихожу со своими видеозаписями и предложениями, например поставить светофор за миллион, а они говорят
Недавно Максим провел прямой эфир с главой Орехово-Зуевского муниципального округа Геннадием Паниным. Задал прямые вопросы о светофорах, федеральных дорогах, инновациях на пешеходных переходах, велодорожках и тротуарах в городе.
На все вопросы глава ответил конкретно и поблагодарил Максима за сотрудничество. Геннадий Олегович добавил, что многие граждане критикуют власть, сидя дома перед телевизором, но мало кто решается обратиться к ее представителям напрямую. Максим — первый, кто сделал этот правильный шаг.
Кто платит
Максим — шиномонтажник и мойщик машин. Его проект «ДНО» почти полностью некоммерческий и социальный. Раньше он вкладывал свои деньги в рекламу группы и печать наклеек с логотипом. Сейчас атрибутику и работу администраторов Максим оплачивает за счет нечастой рекламы партнеров в группе.
«Мои подписчики — простые жители Орехова, поэтому нет смысла рекламировать в группе
Партнеры, на которых ссылается «ДНО», находятся под пристальным наблюдением его руководителя. Он следит, чтобы человека там не обманули. Если такое случится, Максим открыто расскажет об этом в группе — антиреклама никому не нужна. Поэтому владельцы автосервисов и салонов строят хорошие отношения с клиентами и следят за своими сотрудниками.
Но есть вещи, на которые Максим продолжает тратить свои деньги, — например, покупает бензин. «Канистру я прячу в городе — чтобы человек мог взять, залить бензин в машину, а потом доехать до заправки, налить туда бензин и вернуть ее на место. Но бывают случаи, когда ее просто крадут. Покупаю на свои деньги и зарядные устройства — бустеры, чтобы ими пользовались все, кому это нужно».
Репутация и будущее проекта
Сотни людей поддерживают проект «ДНО» и помогают Максиму, что придает ему сил делать больше полезного для города. Он стал узнаваемой фигурой и лицом своего проекта. Но есть и те, кто считает Максима выскочкой, а проект ненужным. Одни пишут злые комментарии под постами, а другие — жалобы в полицию.
В июле Максим со студентами и преподавателями ГГТУ снял ролик о пьяных водителях и взятках на дорогах. В кадре он появляется в форме сотрудника ДПС. «Я тогда поинтересовался в ГИБДД, что будет, если я оденусь по форме и в ролике
Кто-то из сограждан сделал скриншоты этого ролика и написал заявление в областную прокуратуру, обвинив Максима в том, что тот незаконно разъезжает по городу в форме под прикрытием ГИБДД. «Областная прокуратура написала нашей, а там меня все уже знают, и меня вызвали. Я тогда скинул ссылку на ролик и подтверждение, что делал его на конкурс Юрия Чайки».
Максим уверен, что аудитории, поддерживающей его проект, ему хватило бы, чтобы участвовать в выборах и стать, например, депутатом. Но он не хочет идти во власть, чтобы не потерять независимость общественника: «Сейчас я ничей: мне никто не платит и мне не перед кем отчитываться. А так мне пришлось бы лоббировать чьи-то интересы, возможно, вступать в сделку с совестью».
Юридически «ДНО» никак не зарегистрировано, но это не мешает Максиму участвовать в жизни региона. Недавно он выдвинул свой проект на ежегодную премию губернатора Московской области «Наше Подмосковье» и победил в номинации «Прорыв». Всего на соискание премии в этом году было заявлено около 23 тысяч проектов.
В будущем Максим планирует оставаться активным посредником между обществом и государством: «Делегировать управление я никому не могу: я пробовал переложить свои функции на других, но мой маленький кредит доверия со стороны власти на них не распространяется. К тому же бесплатно это делать никто не хочет».
По мнению Максима, подобные проекты приносят ощутимую пользу, снижая процент ДТП и смертности на дорогах. «Если бы в каждом городе хотя бы Московской области был такой проект, мы быстрее бы пришли к нулевому показателю смертности на дороге».
Взяла интервью и написала статью для Read Анастасия Майер, студентка 3 курса факультета журналистики РГГУ, участница программы стажировок Платформы НТИ.